Редактура - шаг третий

Ремонт, как известно, относится к области стихийных бедствий, поэтому прошу прощения за некоторый сдвиг в публикации рубрик, а также вынужденную тишину в некоторые дни. Хочется верить, что в ближайшие пару месяцев подобного не повторится - а потом повторится обязательно, потому что снова придется переезжать, забирать вещи со склада, расставлять мебель и т.д. No pasaran!

А теперь к делу. Третий шаг в подготовке я очень люблю, он быстрый, и при этом даже слегка развлекательный.

После того, как составлен список сцен в текущей версии черновика, настает время оценить их с точки зрения пользы общего дела. Хорошие они или плохие?

При этом я имею в виду все сразу. Сцена может быть невероятно динамична и оказывать серьезное влияние на сюжет - и тогда мы смело запишем ее в хорошие, даже если половину описаний автор пропустил или заменил выразительным многоточием. Но если сцена, даже обладая детализацией на уровне Льва Толстого, не несет в себе ничего полезного для героя или сюжета - ее стоит поставить под сомнение.

Некоторые боятся, что "плохие" сцены придется потом выкинуть. Да, такой вариант возможен - но даже в этом радикальном случае те отрывки, которые несут в себе полезное зерно, можно смело поместить в более подходящее место из уже написанных или добавить в сцену, которая будет написана с нуля на месте убранной.

Да, высший пилотаж - уже на это этапе пометить, какие сцены надо дописать. Я в паре предыдущих книг умудрялась это сделать, в случае "Крыльев" я лишь интуитивно чувствую пробелы - места, где динамика становится слишком густой, где локации и второстепенные герои сменяют друг друга слишком быстро, и конфликты не успевают развернуться во всей красе. Я чувствую, что здесь нужно будет добавить текста - раскрывающего сеттинг, раскрывающего взаимоотношения героев. Но сделать это без темы, цепочек и новой таблицы пока нереально (не бойтесь, прочитав последнее предложение - обо всем будет рассказано в свое время).

По итогу я отмечаю плюсиками удачные сцены - таких довольно много в начале и в финале, что ожидаемо. Над серединой обычно больше всего работы - она не должна провисать, и при этом нельзя нестись галопом, чтобы не сбить читателя с толку. Минусиками помечаю те, где работы определенно вагон и маленькая тележка. В идеале рядом с каждой сценой должна быть пометка, но у меня некоторые остаются болтаться в воздухе - мне пока не ясно, буду ли я их, например, делить на две, или попросту сильно дополнять. К списку придется вернуться еще раз вместе с таблицей цепочек.

Теперь к Вейланд. В третьем шаге мы все еще готовимся идти по тексту - и сейчас пришла пора обсудить нужду и желание главной героини. Нужда - это то, к чему она стремится. Ее цель, если хотите. Героиня не всегда может ясно осознавать ее, иногда требуется длительное время, чтобы осознать ее и даже принять.

Итак, Алиса (не помню, говорила ли я вам ее имя, но теперь вы его знаете!) нуждается в понимании своего места в этом мире, который, казалось бы, отталкивает ее ото всюду. Она уходит из родного города, спасая свою жизнь, всерьез полагая, что никому не нужна здесь и больше никогда не вернутся (и вообще, подальше и как можно дальше от главного антагониста). Уходя все дальше, она оказывается перед выбором - расстаться со свободой, но влачить свои дни в относительной безопасности, или бороться, неминуемо оказавшись снова перед лицом опасности. Неудивительно, что в финале искомым местом оказывается то, из которого она так стремилась сбежать.

Желание героя, в отличие от нужды, это чаще всего нечто внешнее. Прекрасная принцесса, сокровища, месть Волдеморту, или - как в случае с Алисой - спасение собственной шкуры, и тайное желание - найти себе подобных. Да, иногда получается и так, что в финале желание и нужда оказываются по разные стороны баррикад, и совместить все в одном не получается, надо выбирать. Именно этот выбор - а не только кульминационное сражение - делают повествование к концу книги таким напряженным.

По мнению Вейланд исхода возможно два, глобально:

1.      Персонаж отвергает то, чего хотел, ради нужды

2.      Персонаж должен принять нужду и только после этого он сможет получить то, что хотел.

Какой вариант ближе вам и вашей книге - тот и лучший.

А в качестве иллюстрации - одна из картинок с Пинтереста, в которой я вижу сходство с Алисой.

Если вам нравится мой канал, не забывайте делать репосты, чтобы о нем узнало больше людей.