Жизнь как квест. Профессор Елена Бурлуцкая о себе и об истории

Текст: Нурия Гильманова
Фото: из архива Е. Бурлуцкой

Орен1 продолжает интервьюировать успешных оренбуржцев. Сегодня мы расскажем вам о проректоре по научной работе ОГПУ, профессоре Елене Вадимовне Бурлуцкой. Вы узнаете, почему Александр III не наказал солдата, который на него «плевал», почему чтение лучше вышивания крестиком и почему Елена Бурлуцкая не строит карьерных планов.

- Почему выбрали историю, чем она привлекательна для вас?
- Историю как предмет более глубокого и подробного изучения я выбрала для себя еще в школе. Там у меня была прекрасная учительница – Светлана Леонидовна Виноградова, которая преподавала предмет так логично и понятно, так интересно и увлеченно, что ничего другого, кроме исторического факультета Пединститута я в качестве места обучения и не представляла. К тому же я всегда много читала. В основном, книги, так или иначе с историей связанные – Василия Яна, Мориса Дрюона. Очень любила книги, фильмы по истории искусства. Поэтому история – это осознанный выбор.
Чем мне история нравится? Тем, что в ней, как в математике, действуют абсолютно понятные законы. Что это наука очень логичная, построенная на причинах и последствиях. С другой стороны, элемент случайности в истории тоже очень велик. Все это превращает историческую науку в совершенно потрясающий детектив: мотивы, цели, способы…

- Любимая историческая байка?
- Задумалась. Скорее всего, нужно вспомнить что-то из истории досоветской. Как-то так сложилось, что история СССР меня всегда привлекала гораздо меньше, чем история предшествующая. Наверное, сказываются купеческие корни!
Думаю, что одной из наиболее любимых можно назвать байку про императора Александра III. Некий солдат Орешкин напился в кабаке и начал буянить. Его пытались образумить, указывая на портрет государя, висевший в заведении. На это солдат ответил: «А плевал я на вашего государя императора!». Его арестовали и завели дело об оскорблении царской особы.
Познакомившись c делом, Александр III начертал на папке: «Дело прекратить, Орешкина освободить, впредь моих портретов в кабаках не вешать, передать Орешкину, что я на него тоже плевал».
Почему именно эта история? Потому что чувство юмора, особенно у представителей высшей власти, вещь совершенно необходимая! Помогает трезво оценивать себя, окружающих и ситуацию в целом.

- Почему выбрали именно историю купечества для исследований?
- Обращение к истории купечества произошло во время учебы в институте. Прекрасный преподаватель, профессор Юрий Спиридонович Зобов, который на первом курсе читал студентам лекции по «Истории России с древнейших времен до конца XVIII века», курсе на третьем, как научный руководитель, набирал себе группу для написания спецсеминарских работ. Тогда это было серьезное научное занятие, предполагалась работа в архиве. Всем, кто к нему попал, он предложил на выбор список тем. Как только я увидела тему «Купечество Южного Урала», я загорелась. Дома все время говорили, что наша семья – оренбуржцы в пятом поколении, что предками были купцы Дегтяревы. В детстве я часто листала бабушкин альбом с фотографиями начала XX века, на которых были изображены незнакомые люди в странных одеждах. И вот, наконец, можно было самой в архиве искать информацию об этих и других купцах, узнавать их ближе, выяснять, как они жили, чем занимались, что делали для города.
А потом была дипломная работа по этой теме. А еще позже – кандидатская диссертация, ну и, наконец, докторская.

- Нравится преподавать студентам? Были ли сложности поначалу?
- О, преподавать – это огромное удовольствие! Не могу себе в нем отказать даже в должности проректора, хотя иногда бывает сложно совмещать административную работу и педагогическую. Чтение лекций позволяет снова и снова прокручивать в голове давно знакомые факты, события, ситуации и каждый раз видеть их с какой-то новой стороны, выявлять новые грани. А на семинарах вообще красота – можно полтора часа разговаривать с людьми абсолютно нового поколения, людьми, которые по-другому думают, по-другому живут. У них своя точка зрения, свое мнение. Это дает огромный заряд энергии, желание придумывать что-то новое.
Больших сложностей в общении со студентами я не помню. Конечно, первые семинары были испытанием, потому что в аудитории сидит человек 25-30, а преподаватель один, как на лобном месте. Ни нос почесать, ни зевнуть. Да и лекции первые – это литры адреналина. Там вообще на преподавателя смотрят человек 50-60, а то и больше. А он должен по правилам ораторского мастерства с ними общаться, да еще при этом и текст лекции как-то внятно излагать. Но это вот прям несколько первых занятий. А потом начинается абсолютный творческий полет.

- Устраивает ли ваша должность сейчас или есть дальнейшие карьерные планы?
- Словосочетание-то какое - «карьерные планы»… Для них нужно сидеть и четко выстраивать в голове весь ход собственной жизни, записывать главные вехи в тетрадочку, планировать свои действия по реализации этих задач, а потом напротив каждого пункта ставить отметки о выполнении… Это же ужасно скучно.
У меня нет никаких планов. Просто жизнь время от времени подбрасывает интересные задания, с которыми любопытно справляться. Квест такой. Сможешь написать кандидатскую диссертацию? Хм, смогла. А попробуй стать доктором наук! Смотри-ка, стала! А проректором слабо?
Причем каждый этап сам по себе самоценен и самодостаточен. Поэтому и на данном этапе мне все нравится.

- Расскажите о своих хобби?
- Тут все будет ужасно банально – сон и книги. На макраме, вышивание крестиком, бисероплетение и прочие увлекательные вещи просто не хватает времени и сил. И еще для хобби нужно положение «сидя», а книги можно читать и лежа. Я, как Уинстон Черчилль, который говорил: «Я никогда не стоял, когда можно было сидеть, и никогда не сидел, когда можно было лежать». Вот, стараюсь следовать правилам одного из умнейших исторических персонажей XX века.

- Любимая книга и фильм, почему?
- Книга – «Золотой теленок». Люблю Остапа Ибрагимовича – одного из самых обаятельных персонажей российской литературы. Сам роман давно разобрала на цитаты. И вообще люблю, когда книга написана без излишних нравоучений и морализаторства, но умными людьми и с иронией.
Фильмы нравятся, исходя из тех же соображений: «Формула любви». наш отечественный «Шерлок Холмс» с Ливановым и Соломиным. Можно смотреть бесчисленное количество раз, постоянно находя что-то новое – взгляд, жест, паузу, интонацию.
Кстати, очень рекомендую, не то, чтобы фильм - британский комедийный телесериал 1990-х годов «Шоу Фрая и Лори». В нём снимались молодые Стивен Фрай и Хью Лори. Там шикарный английский юмор, дивные музыкальные номера, прекрасная актерская работа.

- Любимый город России и почему?
- Тут Питер, вне конкуренции. Это город, который полностью соответствует моему внутреннему мироощущению. Он четко спланирован, прекрасно организован, при этом в нем много пространства, воздуха, свободы. Он рационален, но загадочен, он одновременно из мрамора и из парков, он дождливый, но с белыми ночами. Это такое воплощение порядка в нашем традиционном российском беспорядке.

- Считаете ли вы себя счастливым человеком?
- Философский вопрос… Счастье в глобальном смысле от того, что все сложилось так, как ты мечтал, и счастье вот сейчас, в эту конкретную минуту, например, от запаха пионов – это ж разные вещи. Ну и сравнительный подход никто не отменял.
Борис Акунин в своем романе «Алтын толобас» привел отличный лимерик по этому поводу:
«Мне в сражении за Саратогу
Две руки оторвало и ногу.
Я на койке лежу,
Под себя я хожу.
Повезло мне, ребята, ей-богу».

- Самая большая мечта?
- С возрастом мечтается все меньше. Мечта – это что-то глобальное, суперважное, что предполагает наличие большого количества времени для реализации. Хорошо лет в пять мечтать о том, чтобы стать космонавтом или примой-балериной в Большом театре.
Сбывшаяся мечта – это выполнение собственной жизненной программы. Несбывшаяся мечта – это разочарование, крах всех жизненных планов. На каком-то моменте жизни начинаешь понимать, что это уж слишком сильные переживания, слишком высокий накал страстей. А хочется уже немного поспокойнее…
С определенного возраста, наверное, правильнее будет говорить «мне бы хотелось…». Мне бы хотелось иметь возможность как можно больше путешествовать. Путешествия – это комплексный восторг. Для ума (новая информация), для глаз (новые пространства), для тела (пешие прогулки). Хотелось бы восторгаться новыми городами и странами как можно дольше.

Орен1 - Важные новости Оренбурга
Поставьте лайк и подпишитесь на канал!