"Почему нужно обязательно регистрировать своё авторство" или "А чё это вы здесь делаете?"

12.01.2018

Правильный ответ на этот вопрос всё ещё не очевиден для многих авторов. Чтобы стать автором с юридической точки зрения. Часто мы слышим: "руки пока не дошли" (ох уж этот великий и могучий), "не вижу смысла", "не хочу заморачиваться" и так далее. Многие молодые (и не очень) музыканты, фотографы, художники и писатели в поисках широкой аудитории предпочитают сохранять философски-отстранённое отношение ко всему формальному. Но это лишь до определенного момента. Популярность артиста должна достигнуть кумулятивной точки, когда его "продукт" сможет встроиться в систему рыночного оборота и начнёт приносить реальную прибыль. Разве не все авторы хотят этого? Концерты, продажи картин, покупка прав на публикацию книги или экранизацию сценария - всё это весьма способствует росту правового самосознания автора, потому что ценность становится вещественным понятием, а не просто красивой фантазией. Дальше уже как повезёт. Популярность - явление тотальное, и интерес к вашему творчеству может быть различной природы. В конце концов, даже если вам не представится такой случай, когда вам придётся защищать свои авторские права в суде, вам всё равно нужно формально объявить себя автором и сделать это юридически правильно.

Небрежное отношение к правовому статусу собственных творений может говорить не только об отсутствии какого-либо личного опыта, связанного с защитой авторских прав или их совместного использования, но и о том, что сам автор не наделяет собственный труд реальной ценностью, которую есть смысл юридически защищать.

Что это - обычная правовая неграмотность или тот самый уже глубоко изученный феномен правового нигилизма, до сих пор присущего всему постсоветскому пространству? Многолетнее засилие коммунистической диктатуры, безжалостно и методично уничтожавшей саму идею частной собственности, не могли пройти бесследно. Но всё же не хочется думать, что наше креативное сообщество настолько инертно, что умудрилось пронести сквозь несколько поколений в неизменном виде всё те же идеологические интроекты, которые когда-то давно были прочно вписаны в картину мира большинства советских граждан. Конечно же, мы не такие, как наши родители и деды! Мы просто наивные и непуганые. Вот так. "Андерграунд" драматично не приемлет "коммерции" (а ведь сколько лицемерия в этих словах). Это чистая эмоция, чистое вдохновение. Мы не знаем, сколько это стоит в деньгах, мы просто рады творить. Да-да-да, знакомая песня. Именно поэтому музыкальные лейблы, издательства и продюсерские компании сами с радостью возьмут на себя регистрацию ваших прав. Артист должен творить, а продавать его творчество будут те, кто видит в нём коммерческую ценность и знает, как на этом зарабатывать. Причем, скорее всего, не только и не столько сейчас, а позже, когда ценность "продукта" набежит до интересной отметки. В принципе, это честная игра. Не ценишь свой труд - твои проблемы. Мы ценим! Алло! Мы ищем щедрые таланты!