Так ли свободен "свободный Интернет"?

25.12.2017

Технический прогресс прямо или косвенно всегда приводит к прогрессу в коммуникации между людьми, создавая принципиально новые виды связи или совершенствуя созданные ранее каналы. Новые виды транспорта, техники, материалов, практически ежедневные революции в передаче и хранении данных, в сфере создания цифрового контента - всё это и многое другое (за исключением, наверное, производства оружия) создаётся с глобальной идеей сделать человека максимально интегрированным в "скорость потока", то есть, соответствовать растущим стандартам эффективности во всех областях современной жизни. В конечном итоге мы хотим, чтобы наши задачи решались быстро, просто и желательно бесплатно. Действительно, зачем звонить в службу такси с мобильного, если можно заказать через приложение в зоне открытого wifi? Зачем покупать дорогостоящий софт в офис, если есть бесплатные аналоги? Зачем платить за картинки для презентации, если можно их просто скачать за так? Зачем платить за подписку на музыку, если можно установить плагин для браузера и просто качать любой медиаконтент и редактировать его по своему усмотрению? Интернет успешно реализует наши самые смелые авантюры. Благодаря глобальной сети человечество поверило в мнимость границ между реальным и виртуальным, между простым и сложным, между далёким и близким, между чужим и общим. Тем не менее, границы эти есть. По крайней мере, с юридической точки зрения. Давайте разбираться.

Для этого нам придётся очень сжато познакомиться с понятием "общественного достояния" (public domain) часто применяемого в качестве антитезы понятию "авторского права". Необходимо различать бытовое и юридическое понимание данного термина. С точки зрения обывательской логики, "общественным достоянием" можно считать всё, что было выложено в интернет в свободный (то есть, общественный) доступ. С точки зрения авторского права, "общественным достоянием" может быть признана только та работа, чей автор скончался более 70 лет назад (эта цифра может варьироваться в законодательствах разных стран), либо в случае досрочного отчуждения или истечения данного права (здесь существует масса нюансов, в которые мы не будем углубляться сегодня). Что это означает? Всё очень просто: контент, циркулирующий по глобальной сети, в подавляющем большинстве своём является объектом авторского права вне зависимости от установленного доступа к нему. Интернет - это не хранилище достояний общественности. Бесплатно, не значит, ничьё! Нет-нет-нет.

Но как насчёт "открытого ПО", "бесплатной" музыки и изображений и всего остального столь желанного для современного пользователя? И тут возникает ответный вопрос: а кто в реальности имеет исключительное право наделять ценностью тот или иной интеллектуальный продукт? Кто-то скажет: рынок, но будет прав только отчасти. Даже если существует какая-либо рыночная стоимость, скажем, произведений изобразительного искусства, разве не рука автора является той самой мерой справедливости при оценке его собственного творения? Креативность в действии - это нечто гораздо большее, чем просто утилитарное рыночное производство. Интеллектуальный труд - это продукт двойственной природы. Даже в условиях работы по найму человек, проявляющий свои творческие качества, возвышается над обыденностью и рутиной и становится способен преодолевать многие ограничения и условности. Это свойство человеческой психики называется трансцендентностью, и оно поистине уникально. С другой стороны, есть такие вполне понятные нам вещи как, например, время, которое необходимо затратить на создание того или иного произведения. Если это нанятый сотрудник, то его рабочее время чаще всего регламентировано и имеет вполне реальную цену. Но в личном трансцендентном пространстве время течёт по другим, нелинейным законам. Человек, чей интеллект находится в постоянном увлечении, может на замечать и не отслеживать астрономическое время. Тем не менее, он продолжает жить в объективном мире, в котором часы складываются в дни, дни - в месяцы, месяцы - в годы, а годы в жизнь. Как можно оценить человеческую жизнь, если она бесценна? Сразу вспоминается фраза Малыша из "Карлсона, который живёт на крыше" Астрид Линдгрен: "Если я действительно стою сто тысяч миллионов, то не могу ли я получить сейчас наличными пятьдесят крон, чтобы купить себе маленького щеночка? " А почему бы и нет? Стоимость интеллектуального труда - это форма компромисса, в котором автору так или иначе приходится учитывать мнение рынка. Но у автора всегда есть право не идти на этот компромисс и оценивать свою работу абсолютно произвольно: запустить цену в открытый космос или скинуть до нуля. Свободная воля творца - вот реальный двигатель прогресса и истинное мерило ценности интеллектуального продукта.

Итак, любая авторская работа попадает в поле действия закона об авторском праве, даже если это условно бесплатный или открытый продукт. Вы не можете просто скачать его и использовать по своему усмотрению, потому здесь есть свои ограничения. Например, shareware (совместно используемое, условно бесплатное программное обеспечение) нельзя модифицировать или детранслировать без соответствующего разрешения со стороны правообладателя. Также вы не имеете права разрабатывать новый продукт на основе данного ПО. Бесплатное ПО (freeware) по умолчанию нельзя использовать в коммерческих целях, причем как в изначальном, так и в модифицированном виде. Звучит справедливо, не так ли? Хочешь бесплатный софт - используй, но дома и для развлечения, а не в офисе в рамках оптимизации производственных расходов. Если музыкант выложил в интернет свою музыку для бесплатного прослушивания и скачивания - это означает лишь то, что он готов не получать за неё деньги (как сделали, например, музыканты группы Radiohead со своим альбомом "In Rainbows" в 2007 году), но не означает, что эту музыку можно использовать как фон для вашего видео на youtube или нарезать на куски и создать из этого новое произведение. Понимаете нюансы?

Как бы то ни было, не важно, какой из путей вы выберете для себя как автор - распространять свои работы бесплатно или за деньги - главное, не забудьте сначала официально зарегистрировать свои авторские права. Кстати, сервис UDIAR (ЕДРИД) может помочь вам сделать это быстро и бесплатно в режиме онлайн на сайте edrid.ru