Стиль и традиции в одной бутылке. Японский дизайн соуса Киккоман

Год выпуска — 1961
Дизайнер — Кендзи Экуан
Категория — упаковка продуктов

Дизайн бутылки

В 1957 году ведущий японский производитель продуктов питания и напитков Киккоман Корпорейшн открыл офисы продаж и маркетинга в Сан-Франциско и нацеливался на большой экспортный рынок США.

Соевый соус был весьма важным ингредиентом японской кухни, но проблема была в больших громоздких бутылках, в которых он поставлялся. В связи с этим в Киккоман поставили задачу разработать маленькую бутылку, которую было бы легко складировать и отправлять, но которая также приятно смотрелась бы на домашнем столе.

Японскому дизайнеру Кэндзи Экуану потребовалось три года и сто прототипов, чтобы выработать текущий вариант бутылки с изящными покатыми “плечами” объёмом 150 мл.

Верх бутылки имеет выпуклую форму, наподобие шляпы носильщика воды, или изгиба бамбукового стебля, вывешенного с обеих сторон ведрами с водой.

В элегантных чертах прослеживаются тонкая связь с традиционной одеждой японских водоносов в (красной) шляпе, где самая широкая часть бутылки походит на одетую фигуру человека.

Традиционная одежда японского носильщика воды
Традиционная одежда японского носильщика воды

Два носика, которые выступают с обеих сторон красной крышечки, разрезают внутреннюю часть по диагонали и расширяют верхнюю часть.

Персона
Кто такой Кэндзи Экуан?
Рассказ о дизайнере, который не стал монахом, хотя очень на него похож.
👉 Читать

Особые детали

Красная крышка

Диспенсер для соуса никогда не течет! Он не оставляет мокрых колец на столах, поверхность бутылки никогда не исчерчена каплями и носики никогда не засоряются. Внутри красной крышки, соус медленно через узкий желоб внутреннего механизма, наклоненный под определенным углом выходит через боковые носики.

Форма (изгибы)

«Совершенный дизайн лишь немного отличается от естественного мира» — сказал Экуан, и в подтверждение его слов красивый изогнутый силуэт его бутылки Киккоман ассоциируется с природными естественными формами. С точки зрения трех его ключевых слов - комфорт, удобство и функциональность - маленькая бутылочка соуса - безусловный успех.

Логотип

В японском фольклоре черепаха живет в течение 10,000 лет и является символом долголетия. ‘Kikko’ означает «черепаховая скорлупа» на японском языке, а ‘man’ означает «10,000», и вместе они образуют название компании. Шестиугольный логотип символизирует панцирь черепахи с китайским иероглифом 10000” внутри.

Логотип компании "Киккоман"
Логотип компании "Киккоман"

Золотые буквы

Надписи, выполненная лаконичным шрифтом без засечек, подчёркивает современный стиль и уверенный взгляд в будущее. Но использование золотого цвета относит нас к прошлому. В японской традиции золото ассоциируется с царственностью (Киккоман делал соевый соус для Императорского Дома с 1917 года). Золото олицетворяло цвет небес.

До появления в 1961 году знаменитой бутылки Экуана, дизайн упаковки не рассматривался в Японии, в качестве отдельной дизайнерской дисциплины. После этого события положение вещей начало стремительно меняться. К моменту смерти Экуана, в 2015 году, было продано более 300 миллионов бутылок.

=*=*=*=*=

Статья подготовлена по материалам книги Design: The Whole Story

Следить за публикациями также можно:
– в Телеграм
– в Инстаграм