Как развивался краудлендинг

Первая краудлендинговая площадка появилась 13 лет назад и за это время превратилась из нишевого продукта в серьезную альтернативу традиционной банковской сферы. Расскажем, как появился краудлендинг, какой путь прошел и куда движется.

Что такое краудлендинг

Люди всегда сбрасывались для финансирования общественно важных проектов: пострадавшим от урагана, на съемку фильма, в поддержку политической партии. С приходом интернета коллективное финансирование приобрело массовый характер. В 2005 г. появилась первая краудфандинговая площадка — Fundable — сайт, который собирает деньги на проект и оставляет себе за это процент.

Со временем в коллективном финансировании выделились еще два направления: краудинвестинг и краудлендинг.

Краудинвестинг — альтернативный финансовый инструмент, который дает инвесторам право на долю в проекте. Доходность и размер прибыли не гарантированы — если компания обанкротится, инвесторы просто потеряют деньги.

Краудлендинг устроен чуть иначе. Это альтернативный финансовый инструмент, с помощью которого можно заработать проценты на займах другим людям или бизнесу. С его помощью инвесторы получают гарантированный процент от вложенной суммы и полностью возвращают себе вклад по истечении установленного срока. Иначе говоря, это займы под проценты без участия банков.

Краудлендинговая площадка выступает посредником между кредиторами и заемщиками: она проверяет последних, гарантирует безопасность сделки и берет себе процент.

Краудлендинг бывает нескольких видов: p2p- (между физлицами), p2b- (займы компаниям от физических лиц) и b2b- (займы между компаниями).

В краудлендинге инвестор сам решает, кому, на каких условиях и сколько денег занимать. Доходность выше, чем в банке: около 20% годовых, срок предоставления займа — от нескольких недель до 2 лет.

Краудлендинг выгоден и кредиторам, и заемщикам. Заемщики могут получить меньшую переплату, а кредиторы — более высокий процент, чем по банковским вкладам. Кроме того, все займы можно получить онлайн, без походов в банк, сборов документов и поисков поручителей.

Первые площадки и мировой финансовый кризис

Первая краудлендинговая платформа, — Zopa, появилась в Великобритании в 2005 г. Это p2p-площадка — люди дают займы друг другу. За 13 лет она выдала займов на £3,6 млрд, а количество заемщиков перевалило за 300 000 человек. Процентные ставки варьируются в пределах 4-6%. В 2006 г. аналогичные площадки запустились в США: это были Prosper и Lending Club. В 2016 г. компания успешно вышла на биржу. Чуть позже в стране открылись другие популярные сервисы: Pertuity Direct, Virgin Money US, Blackhawk Investments Corp. и Peerform. Сейчас Lending Club — крупнейшая краудлендинговая платформа в мире. За 13 лет через нее инвестировали 2,5 млн человек, а объем финансирования составил $ 38 млрд.

Первые годы платформы практически никак не регулировались, а методы оценки рисков еще не были развиты. В результате росло количество дефолтов заемщиков и невозвратов средств. Средний срок возврата инвестиций тогда составлял 3 года.

Поворотный момент для формирования рынка краудлендинга — мировой финансовый кризис 2007-2008 гг. Банкам пришлось значительно снизить кредитование малого и среднего бизнеса, а компаниям — искать новые инвестиционные инструменты. Краудлендинг полностью соответствовал требованиям рынка: он позволял инвестору получать более высокий доход, а малому бизнесу — привлекать недорогие кредиту.

Краудлендинг и законодательство о ценных бумагах

В США, Канаде и Великобритании краудлендинг интерпретируется как продажа ценных бумаг, а для легальной работы требуются лицензия брокера-дилера и регистрация инвестиционного контракта между кредитором и заемщиком. Подробнее мы уже писали об этом в отдельной статье. Если коротко, то в 2008 году Комиссия по ценным бумагам США (SEC) потребовала, чтобы краудлендинговые компании работали в соответствии с Законом о ценных бумагах и регистрировали свои предложения как ценные бумаги. Регистрироваться было сложно, поэтому американские компании приостановили работу, а иностранные просто ушли с рынка. Вскоре Lending Club и Prosper нашли обходные пути, чтобы получить разрешение SEC: они стали выдавать среднесрочные облигации, подкрепленные выплатами по кредитам. Это помогло решить проблему больших сроков займов и сделало заявки более прозрачными.

До 2012 года компании в США могли привлекать инвестиции только у квалифицированных инвесторов, с сотнями тысяч годового дохода. В 2012 году SEC приняла JOBS Act (Jumpstart Our Business Startups Act) — закон, содержащий основные принципы народного финансирования. Он позволял компаниям привлекать онлайн до $1 млн при максимально возможном количестве в 2 тысячи инвесторов, максимальная сумма от одного инвестора — $10 000. Аналогичное законодательство приняли и в Канаде. С этого момента американские краудлендинговые площадки смогли привлекать деньги на инвестивирование в бизнес.

Появление p2b-площадок

В 2010 году на британский рынок краудинвестирования вышла компания RateSetter, которая первой создала Резервный фонд для защиты кредиторов от дефолтов заемщиков. Фонд финансируется из «хороших» кредитов, а накопленными средствами оплачиваются задолженности по «плохим» кредитам. Сейчас фонд составляет 28 млн евро. Первой краудлендинговой площадкой для бизнеса стала компания Funding Circle. Вслед за ней появились аналогичные ThinCats, Market Invoice, Assetz Capital, но Funding Circle до сих пор сохраняет лидерство на британском рынке. В начале десятых на британском финансовом рынке наблюдался бум краудлендинговых платформ: более 100 компаний подавали заявку на получение лицензии.

Первое банкротство краудлендинговой площадки произошло в 2011 г. — британская Quakle, использующая систему eBay для оценки кредитного рейтинга заемщиков, закрылась почти со 100-процентным уровнем дефолта. Латвийская Mintos стала первой площадкой, которая стала выкупать необеспеченные кредиты.

Краудлендинговый бум и рынок в Азии

В 2008-2010 годах краудлендинговые площадки стали появляться по всему миру: в Индии, Германии, Швеции, Китае, Израиле, Канаде, по всей Европе. Пик появления новых платформ пришелся на 2014-2015 годы. Наиболее крупные: Trustbuddy (Швеция, обанкротился в 2015 году), SocietyOne (Австралия), Harmoney (Новая Зеландия), WeLab (Китай), Ezubao (Китай, закрыт в 2016 году), PrivateLender (Канада), Mintos и TWINO (Латвия), Linked Finance,Grid Finance и Flender (Ирландия), Klear Lending (Болгария), AlixGlobal (Малайзия).

На китайской почве рынок краудлендинга просто расцвел. В стране миллионы малых предпринимателей, сотни миллионов бедных людей, которым закрыт путь к банковским деньгам. В 2016 году в Китае действовали 4000 p2p-платформ, из которых 2000 уже не работают. Еще 2 года назад объем инвестиций через краудлендинговые площадки превысил $29 миллиардов в месяц. Крупнейшие площадки: Tangxiaoseng и Renrendai. Недавно китайские власти ужесточили регулирование: сейчас в стране проводится двухлетняя общенациональная кампания по борьбе с мошенничеством в сфере онлайн-финансирования. Летом 2018 года десятки площадок оказались на грани банкротства или под следствием, крупная платформа Iqianbang объявила о закрытии.

Несмотря на схожие с Китаем условия (миллионы предпринимателей и массы нищего населения) в Индии всего несколько десятков краудлендинговых платформ — на миллиардную страну это очень мало. Правительство страны до сих пор даже не приняло специального законодательства по регулированию отрасли.

Первые краудлендинговые платформы в Корее, — Money Auction и Pop Funding, — появились еще в 2006-2007 годах. Но до 2014 года отрасль развивалась слабо. Но через год ситуация изменилась — сейчас в стране полторы сотни краудлендинговых компаний. Самые крупные: 8 Percent, Terafunding, Lendit, Honest Fund и Funda. Terafunding сотрудничает с корейскими розничными банками.

Государство и краудлендинг

В ряде стран краудлендинг получает господдержку. Так, в 2012 году правительство Великобритании инвестировало £20 млн в крупнейшие краудлендинговые платформы, в 2014 г. — еще 40 млн. Планировалось, что это поможет кредитованию малого бизнеса, но инвестиции не принесли заметного результата. В 2016 г. австралийское правительство добавило краудлендинговые площадки в свою «регулятивную песочницу», так же поступил и Сингапур. С апреля 2018 года бразильские компании по кредитованию p2p могут работать напрямую без посредничества банка или другого финансового учреждения.

Иногда государство просто не замечает краудлендинг и не принимает для него отдельного законодательства. Раньше так было и в России, но сейчас у нас обсуждается законопроект о краудфандинге, который регулирует отрасль.

Структура мирового рынка

Половина рынка краудлендинга находится в США. По 20% у Великобритании и Китая. Рынок Европы сегментирован, на нем безоговорочно доминируют британские площадки, далее следуют немецкие и латвийские компании.

Объем инвестиций

Во всем мире банки продолжают снижать объемы кредитования малого и среднего бизнеса. Компании, которым отказали банки, способны привлечь триллионы долларов. Эти деньги есть у миллионов неквалицированных частных инвесторов, которых не удовлетворяют депозитные ставки и результаты на фондовом рынке.

Рынок краудлендинга стремительно растет. В 2012 году отрасль привлекла $2,4 миллиарда, в 2015 — $25,1 миллиарда, в 2017 — около $60 миллиардов.

Причины популярности

Краудлендинговые площадки популярны, потому что выгодны и кредиторам и заемщикам.

Ставки по депозитам в западных банках минимальны: 0,3-1,2%. Краудлендинговые площадки предлагают 3-7%, а иногда и до 20%. При этом риски меньше, чем при инвестировании на фондовом рынке.

Заемщикам гораздо проще получить финансирование через краудлендинг, чем взять кредит в банке. Все происходит за несколько дней, онлайн, без сбора десятков и сотен документов.

Приход крупных инвесторов

Изначально краудлендинговые платформы воспринимались как инструмент для неквалифицированных индивидуальных инвесторов с относительно небольшим капиталом. Постепенно ситуация меняется. Уже несколько лет в отрасль заходят институциональные инвесторы и крупные финансовые группы: инвестиционные и пенсионные фонды, страховые компании, даже банки. Для них краудлендинг — эффективный инструмент диверсификации рисков с высоким уровнем доходности. Например, в Великобритании институциональные инвесторы стали основным источником капитала в отрасли.

Крупные инвесторы изменяют отрасль. Чтобы удовлетворять их требованиям, краудлендинг становится максимально прозрачным — это приводит к росту доверия ко всему рынку.

Специализация и сегментация рынка

Постепенно рынок p2b-кредитования сегментируется, образуются узкие ниши. Например, BillFront (Германия) специализируется на займах только медийным компаниям, LendInvest (Великобритания) — ипотечных займах и кредитах под залог недвижимости, BlueVine — онлайн-факторинг или займы под залог ожидающихся платежей, Arex — займы на общую сумму ожидаемых поставок, Biz2Credit (США) — овердрафт для бизнеса, Finnest (Австрия) — на инвестициях более $1 млн. Finnest работает с компаниями старше 10 лет, чей годовой оборот превышает €10 млн. Большинство таких компаний работают с прямыми продажами (например, отели), поэтому им легко привлекать финансирование — большинство инвесторов являются их клиентами. 10% инвесторов готовы получать свои проценты в виде ваучеров на покупку продукции. В результате кредитная ставка всего 5-6% годовых.

Такая сегментация положительно сказывается на рынке: краудлендинговые площадки точнее оценивают риски, заемщики получают дешевый кредит, а кредиторы — низкую вероятность дефолта.

Хороший пример такой сегментации это Penenza — крупнейшая краудлендинговая площадка России. Она предоставляет только целевые займы на выполнение госконтрактов.

Краудлендинг превращается в альтернативу банкам

В отрасль приходят крупные устоявшиеся компании с большим оборотом. Раньше этот сегмент предпочитал банки, но сейчас из-за ужесточающихся требований он постепенно разворачивается в сторону краудлендинга. Благодаря этому краудлендинг из почти экспериментального инвестиционного инструмента превращается в альтернативу банкам.

Краудлендинг в России

Рынок краудлендинга в России постоянно растет. По данным ЦБ РФ, в 2017 г. его объем составил 11 млрд рублей, из которых 10,8 млрд — займы бизнесу. Это в 2 раза больше, чем в 2016 г. (6,2 млрд руб.) и в 7,5 раз чем в 2015 г. (1,5 млрд руб.). Судя по результатам первого квартала в этом году рынок вырастет еще почти в 2 раза.

Динамика за 2017 и первый квартал 2018 по данным ЦБ:

Почему стоит инвестировать с Penenza

Penenza — самая большая и популярная краудлендинговая площадка в России. Через нее проходит 80% всех привлеченных в отрасли средств. В 2017 г. площадка привлекла 9 млрд ₽, а все остальные площадки — только 2 млрд. Российский краудлендинг — это Penenza.

Penenza это краудлендинговая площадка для бизнеса, которая выдает только целевые займы: тендерные на обеспечение заявки, на исполнение контракта, заем материалами и госфакторинг. Такие займы гораздо безопаснее прочих, вдобавок площадка тщательно проверяет каждую компанию и заем, присваивая им рейтинги.

Инвестором Penenza может стать любой гражданин РФ старше 18 лет. Минимальная сумма вложений — 5000 ₽.

Средний срок займов в Penenza — 25 дней. Доля просрочек — 0,4%, риск невозврата средств — 0,2%. Минимальный доход — 1,66% в месяц от суммы займа. Средняя доходность инвесторов — 20% годовых.

Стать инвестором на Penenza!