Будущее совка решается в соцсетях

28.12.2017

Валентин Губарев “Скромное обаяние неразвитого социализма” http://ariom.ru/fo/t1074.html
Валентин Губарев “Скромное обаяние неразвитого социализма” http://ariom.ru/fo/t1074.html

Можете представить ситуацию, когда антигравитатор и телепортатор были бы открыты, но будучи не востребованы обществом, вскоре были благополучно забыты?

Трудно, если вообще возможно, такое представить, говоря о технических открытиях. А вот с гуманитарными такое, увы, бывает. И сегодня речь именно о таком.

О двух важных, но почти забытых открытиях, сделанных десятки лет назад и способных сегодня:

(1) объяснить наблюдаемый в России тренд «отката к совку»;
(2) предсказать, будет ли этот тренд долгосрочным или краткосрочным.

Тренд «отката к совку»

Eще в 2004 Юрий Левада в лекции “Человек советский” показал тщетность попыток социального проектирования путем целенаправленного изменения социальных институтов, следствием которого должно стать изменение доминирующей в обществе системы представлений — «мировоззренческой матрицы».

Проведенное Юрием Левада исследование, мягко говоря, поставило под сомнение, а по факту, опровергло гипотезу о доброй и разумной природе человека, которая проявляет себя соответствующе в разумных социальных условиях.

В реальности, “Человек советский” (искусственная конструкция личности, сочетающая двойное мышление, патернализм, подозрительность и изоляционизм) не спешит меняться в ответ на изменение социальных институтов,

а если и поменяется, то, скорее, скатится в архаику (что мы сейчас и наблюдаем).

Произошедшее с начала 90х изменение социальных институтов ничего не меняет в устройстве рабского сознания.

Если сознание настроено на рабство — рабство будет воспроизводиться.

Итоговый прогноз Юрия Левады был мрачен:

40 лет, которые Моисей водил евреев по пустыне, чтобы вымерло «испорченное прошлым» поколение, не достаточно. 
Настроенность на рабство советского человека формировалась не 70 лет, а с ордынских времен. 
И потому советский человек — это на столетия.

Видео про вышесказанное желающие найдут здесь в материалах литературоведа, публициста и писателя Александра Архангельского.

Pоссия не впервые наступает на грабли попыток социального проектирования, путем целенаправленного изменения социальных институтов.

Еще при Екатерине II и с ее благоволения Иван Бецкой предпринял аналогичную попытку создания в России «новой породы людей» — русского европейца Нового времени.

Подобно Руссо, Бецкой планировал прервать цепь традиционного воспитания и сформировать «новых отцов и матерей», которые вселят в сердца детей неукоснительные правила поведения на всю их дальнейшую жизнь.

Что в результате этого получилось — ни в каком романе не опишешь. В.Набоков с его «Лолитой» отдыхает.

Началось с Императорского воспитательного общества благородных девиц (впоследствии Смольный институт), а закончилось старческой педофилией в историко-культурном и придворном контексте.

Видео про это желающие найдут здесь, а прочесть в деталях можно, как коротко, так и подробно в материалах профессора Оксфордского университета Андрея Зорина.

Долгосрочный или краткосрочный этот тренд?

Eще в 1950 в монографии Дэвида Рисмена «Одинокая толпа» (The Lonely Crowd) были открыты три «социальных характера» в привязке к трем стадиям развития общества:

1) Социальных характер направляемый традициями — формировавшийся в архаические эпохи на основе мифов и ритуалов;
2) Социальных характер направляемый самим человеком — формировавшийся в эпоху модерна на основе искусства;
3) Социальных характер направляемый ближайшими социальными группами — когда современный человек превращается в «радар», чутко улавливающий сигналы среды, и подстраивается под них, пытаясь им максимально соответствовать.

Третий тип «социального характера», по Рисмену, становится доминирующим лишь в обществе, находящемся в фазе снижения численности населения.

Т.е. в современных развитых стран и, хоть и не совсем развитой, но убывающей, России.

Развивая эту мысль, можно сказать, что «люди поколения социальных сетей строят свою жизнь по законам ближайших к ним социальных групп, строго деля мир на «своих» и «чужих». Отсюда проистекает феномен «фейсбучных толп». Моральные и эмоциональные ориентиры нашего времени задают лидеры мнений из социальных сетей. Они диктуют нашу реакцию на те или иные события реальной жизни, дают примеры переживания ситуации и даже способны мобилизовать «толпу» на действия реальные».

— — —

Получается, что в условиях доминирования социального характера 3го типа, направляемого ближайшими социальными группами:

— не так важно, какие в стране социальные институты;
— а важно то, чье влияние в соцсетях сильнее, и кто, пользуясь этим, формирует у большинства представления о «своих» и «чужих».

Отсюда вывод:

— если власти удастся поставить соцсети под контроль — тренд на совок станет долгосрочным ;

— а если нет — он краткосрочен и скоро исчезнет, и даже запах его в обществе выветрится, как запах псины.

— — — — —

Нравятся подобные публикации? Подписывайтесь на мой канал в Дзене, Телеграме и Medium.