Эволюция мема

1й кейс — эволюция мемов, спровоцировавших вооруженные волнения в США, — показана в только что закончившемся 7ом сезоне сериала Homeland (Родина). Этот пока еще не материализовавшийся кейс основан на вполне реальном 2ом кейсе — уже материализовавшемся на последних президентских выборах в США.
2й кейс — влияние на президентские выборы путем вброса мемов, эволюционирующих при активной поддержке соцботов, детально разобран в совместном отчете USC Dept. Of Political Science и USC Information Sciences Institute. Это исследование показало 30ти кратное превосходство в эффективности влияния соцботов, работавших на поддержку Трампа и названных в отчете «Русские тролли».

Поскольку каждый из желающих может сам и фильм посмотреть, и отчет прочесть, я лишь попробую дать резюме обоих кейсов в виде а ля комикс — в картинках с пояснениями.

Кейс №1. Эволюция мема, спровоцировавшая вооруженные волнения в США

В сети публикуется фейковая новость о, якобы, имевшем место инцидента в баре с между высоким чиновником из Белого дома и его любовницей.

И всего через час (!!!) этот сюжет — главный во всех новостях.

Кто и как смог обеспечить почти мгновенное превращение этой фейковой сетевой новости в эволюционировавший до супер-новости глобальный для всех СМИ мем?

Это делалось так.

1) Фейковая новость (синий кружок) выкладывается в Twitter и тиражируется скоординированной группой соцботов (красные кружки)

2) Реальные люди, начинают ретвитить полученные от соцботов сообщения о фейковой новости (каждый зеленый кружок — 1 тыс. ретвитов реальными людьми)

На карте США это выглядит так. Порожден инфокаскад, в результате которого фейковая новость эволюционировала до супер-новости (по своей массовости) и превратилась в глобальный для всех СМИ мем. Т.е. как это было сделано, теперь понятно.

3) Чтобы понять, кто это сделал, аналитики рассматривают аналогичную картину другой, реальной новости, касающейся драматического события в г. Луисвиль (что за событие — неважно, не хочу спойлить сюжет сериала).

Вот как выглядит картинка этого события в сети.

4) Дальше аналитики сравнивают картинки 2х событий: фейковой новости о скандале с чиновником и реальной новости о событии в г. Луисвиль.

5) И наконец, — вуаля: сравниваются группы соцботов, работавших на распространение обеих новостей.

Что и требовалось доказать — обе новости обработаны одной и той же группой соцботов. Кто за ней стоит — не трудно догадаться.

Кейс №2. Влияние на выборы президента США.

1) Про влияние на последние президентские выборы в США написано уже много. Согласно американским источникам, среди прочего, влияние проводилось посредством соцботов, работающих в Facebook и Twitter.

Photograph: Philip Toscano/PA
Photograph: Philip Toscano/PA

2) Влияние соцботов в Facebook стало предметом широко освещаемого разбирательства. Но что важно, — это влияние, честно говоря, было не шибко сильным.

3) Чего никак не скажешь о влиянии соцботов в Twitter. Это влияние путем вброса мемов, эволюционирующих при активной поддержке соцботов, детально разобрано в совместном отчете USC Dept. Of Political Science и USC Information Sciences Institute «Analyzing the Digital Traces of Political Manipulation»

4) Это исследование показало 30ти кратное превосходство в эффективности влияния соцботов, работавших на поддержку Трампа и названных в отчете «Русские тролли». Что иллюстрируется этой картинкой.

5) Вот так выглядит таблица ТОР 20 ключевых слов из твитов «Русских Троллей», классифицируемых как либеральные и консервативные.

А так выглядит география твитов «Русских Троллей», тиражированных сторонниками Клинтон (а) и сторонниками Трампа (b)

Вместо заключения

Поразительно, когда 2 совершенно одинаковых кейса происходят с интервалом всего в несколько месяцев в медиа-виртуале сериала и реале нашей жизни.

Считается, что 1й (виртуальный) кейс пока еще не материализовался.

Но так ли это?

Как любит писать А. Венедиктов, «будем наблюдать».

_________________________

Хотите читать подобные публикации? Подписывайтесь на мой канал в Телеграме, Medium, Яндекс-Дзене

Считаете, что это стоит прочесть и другим? Дайте им об этом знать, кликнув на иконку “понравилось”