Иерархические структуры. Исторические хроники: Московский улус Золотой Орды

Прошлый пост про становление Золотой Орды вызвал бурю комментариев: от её не было, до страдаем до сих пор. В любом случае дорогие друзья, слёзная просьба, при высказывании аргументов делать ссылки на источники.

Ещё в 4 веке до нашей эры жил Платон Афинский, в своем произведении «Государство» он рассказал, что чувственное восприятие производит только иллюзии – блики на стенах своей собственной пещеры между ушами.

Квинт Септи́мий Фло́ренс Тертуллиа́н, живший в 3 веке нашей эры, доказал, что общее мнение носит всегда ложный характер.

Иммануил Кант рассказал всем, что разум имеет дело только с теми мыслями, что есть в голове у человека, их конечно бесконечное множество, но механизмы критического разума накладывают ограничения на способность человека познавать мир и на возможность расширяющегося знания.
Марсель Пруст нашел механизм расширяющегося знания через топологию внутренней жизни человека.

Карл Поппер открыл всем людям глаза: только то знание является научным, если оно фальсифицируется и есть доказательства его опровергающие. Если знание не фальсифицируется, то оно относится к области веры и является верованием.

Мне оно не интересно. Я всю свою сознательную жизнь занимался теорией систем, можете опровергнуть мои выкладки – опровергайте, это сделает мои мысли научным знанием. Но, будьте так любезны приводить аргументы и ссылаться на источники.

В прошлом посту и сейчас я буду ссылаться на СЕРГЕЯ НЕФЕДОВА - доктора исторических наук, профессора Уральского федерального университета, автора более 280 научных работ, в том числе монографий «Факторный анализ исторического процесса» (М., 2008), «Secular Cycles» (Oxford and Princeton, 2009), «История России. Факторный анализ» в 2-х томах (М., 2010). Живет в Екатеринбурге.

Московский улус Золотой Орды

«Испепелив Северный Китай, волна монгольского нашествия повернула на запад. В 1236 году вооруженная смертоносными луками орда кентавров подошла к границам Киевской Руси. Через пять лет все было кончено — Киевской Руси не стало. Только на севере, в лесах за Окой, сохранилось несколько русских княжеств, а южнее Оки теперь простиралась область татарских кочевий — «Дикое поле».

В начале 1241 года орда Бату-хана, оставив после себя тлеющие развалины, ушла в Польшу и Венгрию. 9 апреля монголы встретились с польскими и немецкими рыцарями у силезского городка Легница. Монгольские стрелы еще раз «затмили солнце»; около 40 тыс. поляков и немцев остались на поле сражения; после боя победители для подсчета отрезали уши убитым и наполнили ими десятки мешков. Через два дня на Венгерской равнине у реки Шайо основные силы орды встретились с 60-тысячным войском венгерского короля Белы IV. Монгольские отряды со всех сторон окружили колонну венгерских рыцарей, на расстоянии обстреливая ее из луков и уклоняясь от контратак. Стрелы пробивали кольчуги и панцири; стрелы падали так густо, как будто шел снег. Агония венгерской армии продолжалась шесть дней, и лишь немногие израненные воины вернулись к венгерской столице Пешту. Бела IV бежал в Германию и рассказал об истреблении венгров, о гибели городов и сел; Германию охватила паника, тысячи людей молились в церквях: «Господи, избави нас от ярости татар». Западную Европу спасло чудо: орда Бату-хана внезапно остановилась, собралась в огромную конную лаву и стремительно повернула назад — на восток. Где-то там, в далеких монгольских степях, умер Великий Хан, сын Чингисхана Угэдэй, — и Бату-хан возвращался назад, чтобы бороться за власть.

Европейские короли и князья с тревогой ожидали нового нашествия страшной орды. Они каждый год ждали, что татары вернутся, — и, чтобы договориться с ними, римский папа послал в далекую Монголию своего посла Плано Карпини. Путь Плано Карпини пролегал через русские земли, и он неделями ехал по опустошенной равнине, среди пожарищ, где были только тела мертвых — и не сыскать живых. Папский посол аккуратно записывал все, что видел, и оставил наполненное ужасом описание конца Древней Руси. «Татары <…> произвели великое избиение в земле Руссии, — писал посол. — Они разрушили города и крепости и убили людей. <…> Когда мы ехали через их землю, мы нашли многочисленные головы и кости мертвых людей, лежащие на земле...»

Существенное различие в ценностях блокирует конформистскую передачу

Нефедов доказал непримиримое культурное различие между Ордой и Киевской Русью. Если бы его не было, то Орда просто поглотила княжества, сделав их данниками. Но шло тотальное истребление.

Различия заключались в следующем. Основной ценностью для жителей разоренных территорий была земля. Для ордынцев земля была воплощение плохого и темного начала. Если взять иерархическое сознание и присмотреться к нему поближе, то всё что внизу – темное, низкое, плохое.

Земля была настолько ужасна в понимании ордынцев, что они носили сапоги с задранными носками. Если посмотреть сказку про русских богатырей, то у них тоже ордынские сапоги с задранными носками. Людей, которые портили пастбища - пахали землю - ордынцы просто уничтожали и жутко ненавидели за нанесение ущерба.

Чем выше в иерархии сознания наверх – тем становится светлее прямо до святости. Так, великий хан был в понимании ордынцев почти бог, поэтому он владел всей собственностью и был источником власти. Даже мысли не могло прийти в голову кому-нибудь, чтобы ограничить его власть институтами. Стояние на коленях, лобызание, самоуничижение и стук лбом о пол при появлении хана было совершенно искренне, и просто ритуалом все эти действия назвать нельзя.

Другое дело Киевская Русь. Из-за отсутствия дорог большую часть года люди жили довольно автономно. Дань платили князьям за защиту, а в Новгороде вообще призывали князя только на случай войны. Там существовала своя администрация отличная от княжеской власти, имелся суд и частная собственность. Земля была основным источником дохода и абсолютной ценностью.
Орда и Киевская Русь были совершенно различными мирами, любая конформистская передача из-за различий в ценностях была невозможна. Либо должен был существовать мир Орды, либо Киевской Руси. Дилеммы для ордынцев не существовало, все земли Киевской Руси были опустошены, люди, носители ценностей были уничтожены.

Орда не тронула только лесные земли севернее Оки, остановилась в 100 км от Новгорода, и на стыке двух миров организовала Московский улус для сбора дани с захваченных земель.

Первый закон теории систем

Замечательный философ Григорий Федотов, который жил и умер в эмиграции после революции, комментируя конец монголо-татарского ига, сказал: "Ханская ставка была перенесена в Кремль". То есть хан переехал в Кремль, а Москва приобрела татарские и монгольские черты, и поэтому русский император, великий князь русский – хан".

С таким утверждением невозможно согласиться. Дело в том, что есть закон теории систем: каждая система воспроизводит себя в каждой точке пространства. Если убрать в одночасье всех управленцев в иерархической структуре и заменить на других людей со стороны, то в кротчайший срок они воспроизведут всю систему в мельчайших подробностях, и она продолжит своё существование.

Тоже самое касается демократических институтов: если полностью сменить власть в демократической стране, то новые люди, кооптированные в систему, тут же воспроизведут все демократические механизмы по всему политическому пространству.

Это объясняется довольно просто. По сути дела, основой человеческой жизни является социальная сторона – вечный механизм адаптации к изменяющимся условиям среды. Он работает посредством выбора через флуктуации. Чем эффективнее флуктуация, чем более оказывается она живучей, тем большее социальное пространство она захватывает и становится доминирующей.

Затем подключается конформистская передача, она отсекает все побочные флуктуации, делая основную сначала доминирующей, а затем полностью подчиняющей всё социальное пространство. Этакий шустрый папа Карло, выстрагивающий социальное тело каждого человека под один шаблон.

Именно этот механизм позволяет сделать вывод о том, что Орда не устанавливала никаких порядков в Киевской Руси. Орда создала сильное возмущение среды, оно вызвало множественные флуктуации. Ещё до нашествия Киевская Русь представляла из себя разрозненные независимые государства с расходящимися культурными различиями. А теперь из-за резкого изменения среды они начали искать способы адаптации. Самая удачная флуктуация победила, она полностью воссоздала на территории Московского Царства все институты Орды.

Физически могли выжить люди, которые думали, как ордынцы, через иерархическое сознание. На верху богоподобный хан, князь, император, генеральный секретарь, президент. Внизу – тупой, забитый народ совершенно асоциальный, поэтому его нужно организовывать и мобилизовать на героические подвиги – захват соседних земель. Его нужно жутко контролировать, чтобы он чего по скудоумию с собой не сделал, да и чтобы власть тоже в сердцах не сверг. Ценность человеческой жизни равна 0 и можно бросать холопов сколько угодно в топку истории ради величия Орды.

Только хан, князь, император, генеральный секретарь, президент имеет полноту власти и ему принадлежит контроль над всей собственностью в стране. Остальные холопы являются бенефициарными владельцами. Хотя, по сути дела, им даже собственные жизни не принадлежат.
Авторитет хана, князя, императора, генерального секретаря, президента подменяет собой все институты. Это создает тяжелое положение не только для холопов, но и для солнцеликих.
Дело в том, что институты работают как костыли, ограничивающие произвол в обе стороны.

Страх всегда является мотивом действия для хана, князя, императора, генерального секретаря, президента, поэтому он осуществляет перманентное насилие в отношении холопов и старается их как можно больше утилизировать, ввязываясь в бесконечные войны. Это разоряет экономику, власть ослабевает и подвергается уже расправе со стороны холопов. Поэтому вся история Московского улуса Золотой Орды не идет от победы к победе, а движется от одной разрухе и голоду к другой. Каждое усиление власти тащит за собой смутное время с людоедством и голодомором…

Власть является результатом фрактального распределения доминирующих малых группы

Ханы, князья, императоры, генеральные секретари, президенты всегда искали сакральный источник власти, причем обязательно где-нибудь на стороне. Сами-то мы убогие согласно иерархической картине мира, значит православие можно было поиметь только от второго Рима и обязательно при помощи огня и меча. Поскольку власть священна и не может формироваться на диких территориях, то она должна быть привнесена варягами. А сами то мы народ богоносец, поэтому вся грязь и социальные язвы навязаны Ордой извне.

Все эти заблуждения разбиваются также о простой закон теории систем. Любая политическая, экономическая и социальная система является производной от доминирующих малых групп по принципу фрактального распределения.

Если у вас, дорогие друзья, эгалитарные группы маргинализированы, а конфликтные, авторитарные и конфликтно-авторитарные занимают доминирующее положение, то у вас власть всегда будет строиться по принципу иерархической структуры, точно также как, и выше перечисленные группы. А социальное, политическое и экономическое пространства будут подвержены законам существования иерархических структур.

Поэтому вопрос после пу просто смешон. Ничего не будет нового. Довольно быстро общество найдет равновесие в новой иерархической структуре управления, появиться новый авторитарный лидер, который снова подменит своей харизмой все институты и рабское положение людей воспроизведется по всем точкам социального пространства.

Фото с гугла, первоисточник здесь: https://goldvoice.club/@varja/ierarkhicheskie-struktury-istoricheskie-khroniki-moskovskiij-ulus-zolotoij-ordy/