Образование и экономический рост

30.12.2017

Все развитые страны прошли стадию власти аристократии и олигархии. В отличие от недоразвитых стран, они сделали выбор в сторону развития образовательных программ. Почему власти в одном случае препятствуют распространению знаний, а в другом - создают условия для инвестиций в технологический капитал.

Вова и Вася

Мои друзья живут в городе Кемерово, мы вместе ездим в Шерегеш кататься на сноубордах, летом они приезжают ко мне на рыбалку. У них двое детей – Вова и Вася. В начальную школу они ходили возле дома. Подавляющее число жителей Кемерово – шахтеры или рабочие, связанные с обслуживанием технологий горнодобычи. Это удивительная среда, продуцирующая не только электоральные аномалии, но и полное неприятие образования.

Мои друзья столкнулись с тяжелой проблемой: Вова и Вася учились плохо. Стали разбираться в чем дело. Наследственность у детей очень хорошая, у мамы одно высшее образование, а у папы – два. Литература и творчество являются семейными ценностями. Почему дети отвратительно учатся?

Всплыла проблема соответствия, дети в этой школе не только не ценили образования, но унижали и издевались на теми, кто хорошо учился. Моим друзьям ничего не оставалось, как перевести Вову и Васю в платный лицей, где собрались только лучшие учителя города, имея существенный стимулы давать детям блестящее образование, и здесь школьники уже издевались над не успевающими. Получать меньше 5 балов было не престижно, отвечать на уроке больше требуемого, считалось признаком хорошего тона, вызывало аплодисменты, поощрения со стороны учителей и зависть других детей. Ученики старались продемонстрировать лучшие знания друг перед другом. Родители и учителя создали стимулы для получения блестящего образования.

Вова закончил Новосибирский университет и победил в конкурсе, организованном французами, уехал и живет в Париже. Вася на втором курсе юридического университета пошел работать в Московскую юридическую контору. Через два месяца, благодаря нестандартному мышлению, выиграл дело в суде, не имея еще диплома юриста. Это принесло хорошие деньги компании.
К пятому курсу он стал зарабатывать больше своих родителей.

Почему одни общества делают выбор в сторону образования и добиваются устойчивого роста, а другие отказываются от знаний и проваливаются в стагнацию?

Бюджет на образование

Не всем так повезло как Васе и Вове, у них состоятельные родители, которые смогли оплачивать учебу и нашлись великолепные учителя, заразившие детей неудержимой тягой к знаниям.
Общество создало механизм преодоления неграмотности через финансирование образования из государственного бюджета. Это позволяет всем детям вне зависимости от имущественного достатка родителей прорваться к успеху в жизни. Одни этим пользуются, другие проходят мимо, это выбор каждого.

Чем выше ассигнования на образования, выше зарплата учителей, тем больше талантливых людей идут в педагоги. Чем выше качество образования, тем выше квалификация рабочей силы, это привлекает инвестиции, создает экономический рост.

Вот только в одних государствах власти выделяют на образование больше средств, другие держат его на голодном пайке, используя для промывки мозгов, а не для получения знаний.
Олигархам, определяющим бюджет на образование есть что взвешивать. Распространение образования и повышение его качественного уровня влечет за собой появление большого числа грамотных людей. Со временем, они начинают требовать расширения своего участия в принятии политических решений и законов.

Если общество расколото сильным неравенством между богатыми и бедными, то новые образованные люди начнут влиять на политику и добьются законов, перераспределяющих доходы от богатых в пользу бедных, что губительно скажется на экономическом росте. Стимулы к инвестициям будут убиты в зародыше.

Множество стран на планете бедны, потому что у властей есть опасение за свое будущее в случае расширения образования и богачи умышленно минимизируют бюджет на образование. Неграмотность воспроизводит бедность, имущественное расслоение создает стимулы держать людей в невежестве.

Это страны с шахтами (Кемерово), плантациями, сырьевой рентой.

В странах со сильным средним классом имущественное неравенство значительно сглажено, в них олигархи не опасаются перераспределения своих доходов. Они видят, что большинство населения заинтересовано в созидании, проявлении частной инициативы.

Раз стимулы на созидание выше стимулов на перераспределение, значит власти будут усиленно финансировать образование. Повышение квалификации работников даст больший эффект в этих обществах для всех.

Ничтожные суммы на образование в России как раз объясняются стимулами для олигархов держать народ в невежестве, чтобы он не претендовал на участия в политике.

Основная задача российского образования: раб должен быть здоровым и понимать слова хозяина.