Почему российское образование стремительно деградирует?

На каникулах моя жена меня послала сходить с дочерью в школу к более опытному преподавателю с проверкой, почему Варя плохо решает задачи по математике. Милая, пожилая женщина с безупречно поставленной русской речью, от которой мой мозг начал петь от удовольствия, много лет назад получила филологическое образование, а когда её дети несколько десятков лет назад пошли в первый класс, её директор школы попросил заняться начальными классами, она так и осталась работать с малышами.

К моему большему сожалению и моей супруги, Варя не попала в её класс, а оказалась у молодой учительницы, которая если выдержит пару десятков лет в школе тоже станет опытной. А пока…

Выяснилось, что, Варя нормально читает задачи и неплохо считает, но … в её голове учительнице не удалось сформировать иерархию понятий Аристотеля, поэтому нет и нормального решения задач…

По дороге домой я спрашивал дочь: «Звезды падают на землю – какое действие? Грибы выросли, грибники их срезали; похолодало, количество мух уменьшилось в столько-то раз; снежинок стало больше во столько-то раз… а сам думал горькую думу про деградацию российского образования…

Проблема российского образования полностью включена в общую проблему тотальной коррупции.

В советском образовании были нормальные программы обучения в точных науках, заставляющие детей думать. Достаточно было добавить немного квантовой механики на базовом уровне и диссипативных систем в термодинамике, чтобы показать, что ньютоновский мир – это ничтожная малая картина реальности. А картин таких много. И всё! Этого было бы достаточна для развития критического разума в точных науках.

А вот с гуманитарными науками в советское время была тяжелая проблема: их просто не было. Вместо основ философии - банальный научный коммунизм, состоящий из лозунгов и уничтожающий любую попытку критического осмысления своего места в мире…

Экономика вообще не преподавалась, ну зачем экономические знания, когда все товары идут через распределители и блат? В результате, пустое место в головах заполнили МММ, МММ от медведевского правительства, люди хватают микрозаймы под 900% годовых, ведутся на разводки по быстрому обогащению от различных «трейдеров» и проч. А ведь достаточно было бы базовых знаний по экономике, чтобы люди могли критически осмысливать все предложения, легко видеть и отсекать разводки мошенников.

С политологией дела обстояли ещё хуже, здесь на обществоведении загоняли не окрепшие детские мозги в минус. Насаждалась идея слепого подчинения, не критического представления о своем месте в политическом пространстве.

Несколько лет после университета я работал в школе, тогда было множество программ по обществознанию и, в частности, привезли на переподготовку учителей профессора из США с уже готовыми программами по граждановедению. Все мои уговоры прикупить продвинутые учебники районным управлением образования остались безуспешными.

Вместо истории до сих пор преподают в школе политику, направленную во времени назад. Монистический взгляд на историю, теория классовой борьбы, слезные имперские амбиции, высшее предназначение русского народа и прочий идиотизм перешел из старых учебников, наполненных откровенными не научными мифами в современные учебники со слегка закругленными острыми углами. Снова из наших детей выращивают дебилов с некритическим мышлением…

Но сама стратегия советского образования была одной из лучших в мире, в ней содержалось поэтапное расширение знания, и важным здесь является именно расширение – детей учили думать. Именно поэтому они коммунистический режим отправили на свалку истории, но недостатки гуманитарного образования привели к тому, что началась реставрация режима в его клептократической уродливой форме.

Началась революция РОЗ – распил, откат и занос, коррупция стала базовой системой социальной, экономической жизни и государственного управления. Вместо старых программ негодяи решили срубить бабла и создали сначала «развивающее» обучение.

Я как-то получил такой класс, дети были активными на уроке, но не могли … читать и, разумеется, не могли просто сформулировать свой ответ. Встает такой активный, выдрессированный человек, глаза умные, а сказать ничего не может: не сформирован механизм превращения мыслей в понятия, и это пятый класс!

Причем параллельные потоки были совершенно нормальными и благополучно усваивали положенную программу. Удивленный и возмущенный я пришел в учительскую и рассказал о своем открытии. Опытные учителя засмеялись и открыли тайну за семью печатями.

Всё российское образование, включая дошкольное, школьное, средне-специальное и высшее, сделано вовсе не для того, чтобы учить и образовывать детей. Это такая машина по РОССпилу, откату и заносу бюджетных денег в пользу чиновников от образования. Они придумывают различные новшества только с одной целью: монетизировать их. То есть программы «Россия», «Перспектива», ЕГЭ позволяют нанимать на их осуществление людей, не имеющих достаточной педагогической практики и способности понимать особенности детского аппарата мышления за копейки. При этом на учебники, учебные тетради, сам ЕГЭ выделяются огромные деньги, часть из них добирается ещё и с родителей.

В отличие от советской программы в новых программах уничтожен принцип формирования понятий, детей просто не учат мысль превращать в понятие, вот они читают, не понимая и сказать ничего не могут. Более того, новые программы разрушили методологический принцип расширения знания. То есть знания просто не формируются, ведь они образуются через понятия, а потом ещё нет его приращения…

Добило образование ЕГЭ. Оно было придумано для отстающих учеников в виде тестов: выбери из трех, может, ткнешь случайно в правильный ответ, и министр образования отчитается о повышении уровня знаний.

Кстати, читал, что автора ЕГЭ в США отдали под суд за нанесенный ущерб. Но про сволочей от образования, принявших его замечательную идею по дебилизации населения что-то ничего написано не было.

Корень проблемы быстрой деградации российского образования лежит не только в коррупционной системе образования, а гораздо глубже.

Дело в том, что заказчик и исполнитель совпадают. Государство само себе заказывает быстро деградирующие образовательные стандарты и само исполняет, с резким понижением последних. Ведь для успехов в отчетах вовсе не нужно повышать уровень образования. При низких зарплатах, принуждающих учителей набирать часы вместо подготовки к урокам, это просто невозможно. Тогда надо понижать образовательный стандарт от года к году и, в отчетах это отразиться как улучшение оценок детей. Когда ты сам заказчик и исполнитель, можно делать всё что угодно, ведь контроль просто отсутствует. Ты сам подписываешь акт приемки-сдачи выполненных работ, и в нем можно писать, что душе подлой вздумается.

Чтобы исправить положение, нужно отменить первым делом ЕГЭ, вернуть конкурс с экзаменами в вузы, вернуться к старым советским программам и учебникам по математике, русскому языку. Добавить последние достижение финского образования – феноменологический подход, когда дети не изучают отдельно предметы в начальной и средней школе, а обучаются рассматривать вещи целиком с точки зрения нескольких наук сразу.

Гуманитарные науки можно просто заимствовать у финнов, раз своих нет. Финское образование как раз основано на методике советского образования как расширяющегося знания.
Затем нужно разорвать порочный круг сплетения в одном лице заказчика и исполнителя образования. Деньгами должно распоряжаться не государство, а родительские комитеты. Только родители заинтересованы в образовании своих детей. Ведь никому не хочется, чтобы подросшее чадо, принеся стакан воды, выливало его на голову престарелому предку. Поэтому деньгами должны распоряжаться родительские комитеты, они должны нанимать директоров школ и учителей, чтобы устроить между ними конкуренцию в учебном процессе. Нет более эффективного расходования средств, когда каждый рубль контролирует заказчик.

В высшем образовании точно так же, как и в дошкольном, среднем и средне-специальном андрогин сам себя имеет и вполне самодостаточен, изрыгая в экстазе хрустящие купюры, пахнущие свежей краской, которые быстро рассовывают по карманам чиновники от образования.

Главный заказчик и плательщик денег должен быть студент, это он заинтересован в специальности, которая позволит ему создавать будущее, и только он знает, какое будущее будет. Поэтому государство для создания ожесточенной конкуренции между вузами и преподавателями обязано выдавать образовательные кредиты студентам, чтобы те голосовали рублями за образовательные программы университетов. Тогда высшее образование сможет развернуться к требованиям экономики. Более того, нужно открыть границы для мировых университетов, чтобы конкуренция за деньги заказчиков стала ожесточенной.

В России потрясающий охват высшим образованием, но оно, как правило, низкого уровня из-за отсутствия конкуренции по причине совпадения заказчика и исполнителя. Если разорвать этот порочный круг вы не представляете, как быстро наберут силу и рейтинги российские университеты. Спрос на образование растет опережающими темпами во всем мире. Почему не заняться экспортом образования?

Дошли мы до дома, поднялись на пятый этаж, смяли пачку сосисок из сои, туалетной бумаги и обдира со шкур животных, тщательно приправленными вкусовыми добавками, убивающими аромат гнилой мертвечины, растительного белка и отхожего места, открыли Уварова и Нефедова «2500 задач по математике…» и стали переходить от общих понятий к частным. Будущий командир американского авианосца или редактор журнала «VOQUE» (держитесь, конкуренты!) с внешностью модели (спасибо маме!) и мозгами архитектора систем (спасибо мне!) стала читать: «В 5 клетках по 2 канарейки…». Спасибо Аристотелю за понятия.

Фото с гугла, первоисточник здесь: https://goldvoice.club/@varja/pochemu-rossiijskoe-obrazovanie-stremitelxno-degradiruet/