17 месяцев в Дзене. Автор канала «Весело живём на 30К» делится своим опытом

Автор канала «Весело живём на 30К» (у неё, кстати, и подписчиков тоже 30К 😉) написала статью, в которой делится опытом, приобретенным за 17 месяцев «познания Дзена». Свою статью она предложила опубликовать здесь, за что я ей очень благодарен.

Дзен — не Дед Мороз, не ждите от него подарков.
Дзен — великий кидала, держите с ним ухо востро.

Для того чтобы выстрелить в Яндекс.Дзен можно быть талантливым писателем, как мастер слога Беляков, профессиональным и опытным блогером как Ян Ларос или просто хорошо знать свое дело, как Ирина Сивакова (канал Юридические тонкости) и сантехник Андрей Ратников.

Но по моему опыту, даже начинающий автор без таланта, создающий легкий и развлекательный контент, может достичь определенного успеха. За все время существования канала посты на нем прочитали более 17 миллионов раз. И 34 тысячи человек подписались на него, не считая многочисленных отписавшихся.

Это очень скромные результаты, но большинство авторов Дзена и до них пока еще не дошли. Но мой опыт показывает, что для их достижения не нужно иметь никакого бэкграунда и выдающихся творческих способностей. Достаточно обладать всего двумя личными качествами:

  • дисциплина;
  • стрессоустойчивость.

С дисциплиной все просто (вернее, далеко не просто) — выделяешь 1-2 часа в день в своем расписании, строго в заданное время садишься за компьютер и пытаешься что-нибудь написать.

А под стрессоустойчивостью в случае с Дзеном я понимаю умение сохранять «холодную голову» во время столкновений с подводными камнями, которые подстерегают авторов на каждом углу.

В рекламе платформы все просто:

1. Пиши статьи;
2. Cобирай лайки и трафик;
3. Получай деньги и отчисления в ПФР.
Звучит здорово! И, в принципе, все так и есть. Проект очень классный и уникальный в своем роде!

15 типовых проблем с которыми сталкиваются авторы в Дзене

Но есть 15 типовых проблем с которыми сталкиваются блогеры в Дзене. Этакий огромный половник дегтя в баночке меда. Но их наличие — ни в коем случае не повод сдаваться и бросать блог.

Каждый раз когда я замечаю во время работы над своим каналом или при общении с другими авторами какое-то из описанных ниже явлений, то всегда сильно расстраиваюсь, но говорю себе: «Надо вытереть сопли, собрать волю в кулак и продолжать свою битву!».

1. Творческое выгорание

Самые сложные проблемы блогеров ни в алгоритме, а в голове. Первые 50 постов пишутся на одном дыхании и процесс приносит море удовольствия, следующая сотня с некоторым приятным напряжением. Дальше чуть сложнее…

А после 300 статьи, когда канал только-только более-менее раскручивается, начинается мрак… Садясь за клавиатуру думаешь: «О, нет, опять время пришло… Сколько можно, пора бросать это нудное занятие». Но если останавливаться каждый раз, когда этого хочется, то блог в Дзене не поднять.

2. Лень и прокрастинация

Через полчаса после того как начинаешь работу над поиском темы, внезапно ловишь себя на том, что увлеченно общаешься в чате авторов, имея абсолютно пустой черновик в соседнем окне. Планируешь сделать 15 постов в неделю, а в итоге получается семь. И такое происходит постоянно. Постоянно.

И что самое печальное, что чем «дальше в лес», тем больше силы воли нужно, чтобы собраться и организовать себя на творческий процесс. И, увы, тем больше получается «проходных» постов из-за излишнего напряжения.

3. Нелинейность в развитии канала

Было бы прекрасно, если бы трафик рос с каждой новой опубликованной статьей на канале и годы усилий, потраченных на его ведение были бы инвестицией в будущее. Но нет.

Скачки трафика абсолютно непредсказуемы и на 80% зависят от того, какие статьи опубликованы в последние две недели. И на 40% от постов в конкретный день.
Например, в феврале 2018 года у меня было в полтора раза меньше посетителей, чем в декабре 2017 года (хотя подписчиков и статей, наоборот, в два раза больше). А сейчас трафика раза в 4-5 меньше чем летом (но тут уже замешан творческий кризис).

4. Полная непредсказуемость

При публикации статьи очень сложно предсказать сколько она наберет просмотров. Можно, конечно, примерно предположить, но Дзен не перестает удивлять.

Один пост, сделанный на коленке за 15 минут, который по всем расчетам должен был собрать тысячи три дочитываний, набрал их более двухсот тысяч. Но нередко реально полезная и практичная статья, на которую возлагаешь большие надежды, может собрать всего лишь несколько сотен дочитываний.

5. Огромное количество дезинформации

Эта непредсказуемость алгоритма порождает легионы советчиков, которые придумывают свои приемы «стабильного получения показов» в Дзен. Но на любой прием найдется пример нескольких авторов, которым он не помог. А, нередко, через пару месяцев она перестает работать и у самого создателя «лайфхака».

Да, в соцсетях и чатах нередко дают хорошие советы. Но их бывает трудно отличить от потока мифов, злых шуток над новичками и предположений, основанных на двухнедельном опыте ведения одного канала (последнее вообще сплошь рядом). Поэтому, лучше от греха подальше опираться только на официальные инструкции и личные наблюдения.

6. Регулярные технические сбои

Несколько раз в неделю Дзен проводит массовые сеансы укрепления нервной системы авторов. То реклама не загружается, то Яндекс.Метрика на два часа отстает, то баланс не обновляется, то статьи в ленту не выходят по пять часов.

И пока не откроешь группу VK или чат в Telegram, где общаются авторы, сердце колотится от волнения: «Это у всех так или у меня пес?».

7. Маниакальное желание обновлять приложение Яндекс.Метрики

У активных авторов Дзена нередко встречается очень вредная привычка — смотреть график посещаемости канала по 20 раз на дню. Хотя нет, что-то я привираю, ПО 120 РАЗ НА ДНЮ: «Зашла ли статья? Не перестала ли крутиться? Нет ли резких спадов? А растет ли трафик после выходных».

В особо тяжелых формах дзенозависимости наблюдается обсуждение своего графика посещаемости с другими авторами по три раза в день.
Непосредственно написание статей занимает пару часов, но проверки статистики и беспокойство из-за трафика съедают прорву времени.

8. Постоянный страх получить пессимизацию

Наложения ограничений на канал или, как говорят дзеновцы, "пес" приходит в самый неожиданный момент, когда его совсем не ждешь.

Вроде делаешь все как всегда, ничего нового, но в очередной раз открываешь Метрику, а там спад до 5-10 посетителей в 10 минут. Сначала надеешься на общий сбой, но про него нигде не пишут… Потом проверяешь исходные код страницы и понимаешь, что праздник на твоей улице закончен.

Переписка с поддержкой, публикации в пустоту, месяц дохода 3 рубля день (выход из пса чуть затянулся), успешное снятие ограничений, восстановление трафика…

После всего пережитого начинаешь очень сильно бояться повторной пессимизации, ведь третья уже станет последней.

9. Популярные каналы, подающие плохой пример

Пес на канал прилетает не сразу после публикации материала, не соответствующего правилам, а через некоторое время (нередко после жалобы доброго конкурента). Иногда это происходит через несколько месяцев.

Если блогер из топа публикует материал с нарушениями, что бывает очень часто (наверняка, и на моем канале можно что-то найти), то куча новичков за ним повторяют, думая: «Раз его не банят, то и меня не забанят. Сделаю-ка я кликбейтный заголовок…».

Очень много псов получено в течение нескольких недель после таких размышлений. Не стоит пытаться вычислить правила Дзена, смотря на другие каналы. Лучше просто почитать их на официальном сайте.

10. Вражда среди авторов

«Вредные советы», дружеское стукачество, обсуждение таланта и интеллектуального уровня популярных конкурентов в нецензурной форме, притеснение и троллинг новичков, реклама сомнительных услуг.

Сообщество авторов Дзен — это огромный творческий коллектив. И в нем присутствует негласная конкурентная борьба за трафик и страсти тут примерно такие же, как за кулисами провинциального балета перед выборами примы.

Но меня очень радует, что есть узкий круг позитивных, порядочных и адекватных авторов, с которыми я могу регулярно общаться на тему работы в Дзен.

11. Комментаторы, которые не умеют читать

Еще посетители канала регулярно, не стесняясь, пишут все что думают о тебе и о людях в целом. Да, обидно, конечно, когда говорят «статья ни о чем». Особенно, если точно знаешь, что она действительно несколько высосана из одного места и написана наспех, «лишь бы было».

Но больше всего меня удивляют люди, которые оставляют комментарии не читая текст. И их очень много! Иногда кажется, что они прочитали что-то еще, но по ошибке написали на твой канал.

Но с другой стороны, нет другого способа, как открывая комментарии к статьям, регулярно получать поддержку от лояльных читателей.

12. Правило 80/20, действующее в самой крайней форме

Статьи, которые собрали больше 100 тысяч просмотров можно пересчитать по пальцам рук и ног. А вот тех, которые собрали 1-5 тысяч просмотров — несчетное число.

1% статей дают 99% трафика. И как вы уже знаете из пункта 4, узнать заранее какие именно это будут статьи невозможно. Единственный способ определить этот 1% — написать много разных статей и посмотреть на результат.

Но эта проблема не только авторов Дзена, а всех творческих людей. Великие музыканты выпускают за свою карьеру сотни песен и тысячи оставляют в черновых вариантах. Но публика их помнит всего по нескольким хитам.

13. Плагиаторы

Как-только канал хотя бы чуть раскрутится, тексты начинают воровать. Абсолютно любые тексты, любого качества и содержания. Ваши посты будут попадаться вам в соцсетях, на сайтах и на других Дзен-каналах.

И часто они будут переписаны другими словами. И когда вы будете читать, вам будет казаться, что вы диктовали свои мысли таджику-третьекласснику. Хотя нет, я абсолютно зря обижаю таджиков-третьеклассников. Они, наверняка, пишут лучше.
Бороться с этим бесполезно. Лучше потратить свое время на придумывание чего-то нового.

14. Развитие устойчивой «дзенозависимости»

Примерно 25 раз в неделю мне в голову приходит мысль: «А не бросить ли мне Дзен?». Но потом думаешь, а напишу-ка я еще один пост, вдруг он прям зайдет. Потом смотришь как он зашел и думаешь… Так, надо будет завтра еще один написать…

Так у меня происходит с сентября 2017 года, но «еще одна попытка», «еще одна попытка», «еще одна попытка» и, внезапно, сидишь и пишешь пост про 17 месяцев в Дзене.

15. Колоссальный риск не выстрелить

Спросите у любого человека, который больше года в Дзене и имеет раскрученный канал: «Cколько каналов у него забанили и сколько он забросил, так и не выйдя на монету или выйдя на желаемый доход?». Большинство насчитает от 3 до 10 неудачных попыток.

Если посмотреть рейтинг кармы разных авторов, то можно увидеть, что из 20 тысяч каналов на монете публикуют что-то новое хотя бы иногда тысяч 4-5 (так как канал, на котором одна публикация за месяц находится где-то на пятитысячном месте). Остальные заброшены!

И что печально, ведь забрасываются чаще всего очень содержательные, глубокие, интересные, необычные каналы. Талантливые авторы уходят, сдавшись под напором описанных в этой статье проблем.

А дисциплинированные и стрессоустойчивые среднячки (как я, например), выживают и потихоньку развиваются.

Если вы дочитали этот текст до конца, то значит у вас достаточно выдержки, чтобы справиться со всеми описанными выше проблемами и раскрутить канал до достойного уровня, получив трафик, постоянный ощутимый доход, отчисления в ПФР и бесценный опыт.