Как обманывают пенсионеров авторы каналов. Думаю, что фейки — главная беда Яндекс.Дзен

Эта статья была написана в мае 2018 года. Прошёл почти год, но ситуация, как мне кажется, только усугубилась.

Главное — тема и заголовок! Плевать на содержание!

Недавно устроил небольшой вояж по каналам Яндекс.Дзен. В первую очередь меня интересовали финансовые каналы, потому что мне хотелось понять формулу успеха — как получать много показов, как попасть в топ.

Секрета я так и не раскрыл, но зато понял, что есть множество каналов, которые используют разные варианты фразы, вынесенной в заголовок:

  • Как пенсионеров обманывают в банке X.
  • Как пенсионеров обманывают в магазине Y.
  • Как банк Z обманывает вообще всех.

Само обилие подобных тем вызывает брезгливое чувство: авторы пытаются эксплуатировать страхи пожилых людей. И это чувство брезгливости перерастает в настоящий гнев, когда, прочитав статью, ты видишь, что статья не содержит ровно никакой информации или, что хуже, представляет собой очевидный бред и фейк. Эти публикации — бессмысленны и бесполезны, а советы, которые там иногда мелькают, могут даже нанести вред.

Когда я пишу статью для своего финансового канала, то несмотря на то, что я пишу на основе своего опыта, я все перепроверяю — на проверку и сбор дополнительных материалов, чтобы не соврать даже случайно, уходить довольно много времени. Но конкурировать мне (и другим авторам) приходится с мастерами заголовков, которые до создания контента не доросли.

И это, на мой взгляд, самая большая проблема Дзена.

Яндекс.Дзен должен бороться с фейками

«Ну и что?!» — скажете вы — «Весь интернет наполнен такими фейками!». Действительно, эти же копирайтеры наполняют статьи для сайтов, пишут юридические советы и т.п.

Но есть одно большое отличие. Когда я ищу какую-то информацию, то, как правило, я просматриваю не одну, а несколько ссылок и если нахожу противоречие, то начинаю копать глубже. В итоге, рано или поздно, у меня создаётся картина по нужной мне теме и дальше я уже могу сам отсеять явные фейки. Здесь же читателю предлагается одна статья, а вот второй статьи на эту тему он уже не увидит.

Процесс оценки качества статьи отдан на откуп алгоритму. Но алгоритм не может оценить смысл и достоверность статьи, он может оценивать лишь поведенческую информацию: читатель открыл (сработали заголовок и картинка), прочитал статью до конца (непонятно в чем смысл, надо дочитать), поставил лайк (автор ведь заботится, рассказывает как злые продавцы в магазинах и банкиры-толстосумы охотятся за его кровными денежками).

В итоге, число таких каналов множится, они начинают воровать друг у друга информацию, а читатель... Либо потребляет фейки, либо считает, что в дзене ему ловить нечего и обратно на сайты, соцсети и т.п.

Мне кажется, сейчас команде Яндекс.Дзен нужно придумать механизм отлова таких фейковых каналов. Смысла в их существовании — нет. Они наносят вред и авторам, которые вкладывают силы и душу в свои статьи, и читателям, и платформе в целом.

Решения проблемы у меня, конечно же нет. Команда модераторов, даже самая большая не сможет читать все материалы. Для начала надо, хотя бы просматривать каналы, которые попадают в топ.

Авторы тоже могут принять участие. Если вы разбираетесь в какой-то теме (например, в пенсионном законодательстве), и вам попался канал, который содержит недостоверную информацию по данной теме, то не пожалейте времени, напишите обращение в техподдержку. Объясните, что, по вашему мнению, там является фейком, пусть модераторы обратят на этот канал свое внимание.

Друзья, вы же помните, что дзен работает на лайках и подписках?
Тогда, действуйте!

Эта статья была опубликована тогда, когда ещё комментариев в Дзене не было, а я использовал свой скрипт комментариев.
Тогда там было оставлен один комментарий — переношу его сюда.