О воровстве материалов в Яндекс.Дзен

В ходе общения с авторами каналов дзен часто всплывает тема воровства статей. Так или иначе авторы статей узнают, что их тексты внезапно всплывают в самых разных местах.

Куда попадают украденные статьи

Авторы находили свои статьи:

  • На биржах, где можно купить контент — сейчас эта проблема частично решилась из-за того, что Яндекс начал индексировать статьи и они теперь фиксируются поисковиками.
  • На сайтах, в т.ч. сайтах однодневках, которые автоматически воруют контент из популярных каналов Яндекс.Дзен.
  • В социальных сетях (ВК, Одноклассники).
  • На других каналах Яндекс.Дзен.

Почему это плохо

Воровать вообще плохо. Но почему-то когда речь заходит о цифровых материалах, все начинают вспоминать о свободе интернета. Я тоже могу привести множество причин, в защиту свободного распространения информации. Однако, в условиях развития интернета, любую статью можно вполне распространять без нарушения авторских прав — для этого достаточно процитировать фрагмент статьи и дать ссылку.

Очевидно, что те кто ворует статьи с дзена делают это не из каких-то благих целей, а исходя из вполне меркантильных интересов: украсть статью проще чем написать, дешевле чем купить.

По большому счёту, было бы всё равно, если бы воровство материалов не приводило к негативным последствиям:

  • Появление статьи в другом источнике может негативно сказаться на показах оригинала. «Авторы» таких каналов, как правило, пользуются несколькими источниками, а значит быстрее набирают читателей и получают определённый уровень «доверия» в Яндекс.Дзен. Их статьи демонстрируются на большую аудиторию, соответственно конкурентам (в т.ч. каналам-источникам) достаётся меньше показов, а соответственно меньше просмотров.
  • Алгоритм Яндекс.Дзен не всегда корректно распознает где источник. Оригинал получает пессимизацию и в какой-то момент показы статьи просто прекращаются.
  • Если статьи расползаются по сайтам, то есть вероятность, что на оригинальную статью читатель из поиска не придёт вообще. Гугл явно хуже индексирует статьи Яндекс.Дзен (и это логично) и, соответственно, может принять ворованную статью, размещенную на каком-то сайте, за оригинал.

Часто статьи подвергаются незначительной переработке: рерайту, чрезмерному цитированию или... преобразованию в картинки.

Копипаст, рерайт и картинки

Понятно, что просто копирование статьи отловить легче всего — и любой канал Яндекс.Дзен, на котором публикуется скопированная информация, рано или поздно будет заблокирован.

Поэтому копираторы пытаются как можно больше замаскировать факт воровства:

  • Чрезмерное цитирование. Причем, цитирование как правило не оформляется как цитата. Просто вырезаются какие-то куски текста, между которых наливается отсебятина — вода. Такие тексты очень забавно читать: это куски бреда вперемешку со здравыми мыслями.
  • Рерайт. Часто под этим термином понимают автоматический прогон текста через сервисы или программы, которые заменяют слова на синонимы. Такой текст часто больно читать, потому что синонимы не всегда являются полными, фразеологические обороты могут терять свой смысл и т.д. Поэтому, кроме подбора синонимов в дело вступает человек — статья переписывается своими словами. При этом полностью сохраняется структура статьи и даже предложений. Автору узнать свою статью очень легко.
  • Картинки. Это удивительное явление, свойственное Яндекс.Дзен. Авторы таких каналов просто делают скриншоты статей, нарезают их на отдельные изображения, которые последовательно вставляют в текст. Такая статья на первый взгляд выглядит вполне обычно. Пока не кликнешь где-то по тексту. Ну и думаю, на экране смартфона такие статьи должны смотреться очень странно.

Как узнать, что статьи воруют

Поисковые системы

Я первый раз узнал случайно. Просматривая метрику, я заметил, что на статью зашли из поиска. Я кликнул по одной из поисковых фраз и нашёл в результатах выдачи свою статью размещенную в одной из групп ВК.

Это для примера, эти статьи никто не воровал ;)
Это для примера, эти статьи никто не воровал ;)

Соответственно, главный инструмент выявления воровства материалов — это поисковики. К сожалению, искать надо вручную — надеяться на поисковые фразы не стоит. Всё-таки из поиска на статьи в дзене приходит не так уж много читателей.

Яндекс.Дзен — подскажет сам

Если вы подписаны на свои статьи, проверяете как они выглядят на телефоне, то Яндекс.Дзен учтёт «этот интерес» и будет показывать похожие статьи других авторов. Соответственно, если кто-то украл вашу статью, то рано или поздно вы её встретите в своей ленте. Главное читать не только свои статьи, а заглядывать и в другие статьи по теме: даже если заголовки не похожи на ваши, это не значит что текст статьи не скопирован.

Кстати, если вы будете искать свои статьи в Яндексе, то алгоритм дзена это учтёт и будет стремиться показывать вам подходящие материалы. Т.е. рано или поздно украденная статья (если она есть) будет вам продемонстрирована.

Что делать если украли статью

Связаться с копипастером

Часто вопрос авторства материалов удаётся решить переговорами. Например, я не против копирования статей с одного из моих сайтов, при условии, что проставляется ссылка на первоисточник. Когда я нахожу такие статьи, то прошу поставить ссылку или удалить статью. Часто всё заканчивается благополучно. Так было с моей статьёй, которую скопировали в ВК. Её сразу же удалили.

Пожаловаться

Сейчас многие сервисы, которые позволяют участникам выступать в роли авторов, предусматривают возможность также пожаловаться на нарушителей.

Например, жалобу на нарушение авторских прав в ВК можно подать здесь.

А о нарушения в Яндекс.Дзен можно сообщить здесь.

Кстати, можно попробовать ещё пожаловаться и в Google, правда я не знаю как Google отреагирует на статью, размещенную в Яндекс.Дзен.

Перейти к комментариям