Дружба на ворованное.

<100 full reads
102 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 70% of the total page views
3 minutes — average reading time

Что делать если ребенок в семье ворует? Наказывать? Угрожать? Искать причину?

За советом обратилась мама девятилетнего мальчика. Случайно она узнала, что ее ребенок крадет деньги. Как поговорить с сыном? Надо ли его наказывать? Как сделать так, чтоб он не вырос вором? У женщины была масса вопросов. При необходимости мама готова была водить мальчика на консультации к психологу. Но в таких случаях работу нужно начинать со взрослыми.

Маргарита Васильевна – женщина сорока лет, живет с мужем и двумя детьми. Семья среднего достатка. Обеспечивают старшую, студентку. А младший еще в пятом классе. Вот он-то и тянет деньги из общего кошелька. Кстати, общий кошелек - не метафора. Он действительно существует и хранится в незапертой тумбочке. В нем все сбережения семьи: и то, что тратится на жизнь, и то, что откладывается на отпуск, и то, что на новую машину. Банкам они почему-то не доверяют.

- Почему вы решили, что ребенок крадет деньги из тумбочки?

- Позвонила мама одноклассника. Татьяна ее зовут, мы знакомы по родительским собраниям. Так вот Татьяна сказала, что накануне Саша повел всех мальчишек в боулинг и они достаточно поздно вернулись. Она хотела меня расспросить, что праздновали, был ли с мальчиками кто-то из взрослых, почему заранее не предупредили о таких планах. А оказалось, что, наоборот, я от нее узнала об этой истории. Да, Сашка вернулся в тот вечер позже обычного… так весна, светло теперь, ребята допоздна бегают на улице. Татьяна, как услышала, что я ничего не знаю, что дети сами в боулинг сходили, как набросится на меня: «А у вас, мол, сын все время сорит деньгами: то в кино ведет мальчишек, то в кафе. Это ваше дело, как вы своего ребенка воспитываете, а в наше воспитание, пожалуйста, не внедряйтесь. Для меня это слишком дорогие приключения. Да и небезопасные. Пусть, - говорит, - ваш Саша моего Вовку больше никуда не зовет».

После странного звонка спросила сына: «За чей счет вы сходили в боулинг?». Он рассказал нелепую историю. Мол, увидел, как «один дяденька прячет тысячу на улице, и забрал ее потом». Тогда я начала припоминать, что раньше из кошелька деньги уже пропадали. Один раз не досчиталась полутора тысяч и спросила каждого. Все сказали, что не брали. И Саша так сказал. Я тогда подумала, что потратила и забыла. Может, и еще пропадало что. Не буду же я каждый раз пересчитывать купюры в пачке. И что теперь делать? За руку я его не ловила. Как наказывать?

Дружба на ворованное.

Из рассказа Маргариты Васильевны следовало два вывода.

Во-первых, она сама не умеет правильно распоряжаться сбережениями и, как следствие, не учит этому детей. Саша в девять лет не знает цену деньгам, не умеет их экономить, разумно тратить, накапливать на что-то дорогое. Ему не приходит в голову, что без разрешения брать из кошелька нехорошо. Считает, что деньги общие, значит, и его тоже. Все берут – и он берет. И вообще: родители должны ему, он же ребенок. Значит, берет по праву.

Во-вторых, следует внимательно отнестись к проблеме взаимоотношений Саши с товарищами. Мальчик явно старается купить внимание одноклассников, поменять рубли на хорошее отношение к нему. Именно поэтому он тратится не на сладости или игрушки для себя, а в первую очередь - на щедрые подарки.

Маргарита Васильевна пришла на несколько консультаций. Мы разбирали ситуации, связанные с кражей денег в семье. Клиентка поняла, что проблема начинается с нее, и выработала несколько правил поведения, которые помогли ей справиться с проблемой. Прежде всего она убрала из общего доступа все деньги, какие есть в доме, оставив в тумбочке немного на еду. А с сыном не сразу, но договорилась, что украденные три тысячи, которые он не успел потратить (хорошо, что сознался!), пойдут на его новый компьютер.

Она поняла, что Саше надо объяснять, как обращаться с деньгами. Стала давать ему бОльшие суммы на карманные расходы, причем не каждый день, как было раньше, а раз в неделю, чтоб мальчик сам решал, как распределить свои траты. Мы договорились с Маргаритой Васильевной, что она будет строго придерживаться такого правила: даже если Саша израсходует всю сумму в первые два дня - до конца недели денег ему не давать. Мальчик быстро понял условия игры и решил копить на радиоуправляемый вертолет. Но однажды, когда желаемая покупка была уже близка, Саша не удержался и почти все потратил на мяч, который продавался со скидкой. Мама очень расстроилась, что результат не пришел сразу. Пришлось снова объяснять, как не поддаваться на рекламные уловки, как покупать именно то, что спланировал. Саше еще предстоит понять, что на самом деле умение распоряжаться сбережениями - это вопрос приоритетов. Выбирая один из вариантов, выбираешь и его последствия. Получил мяч - вертолета не будет.

Сашина проблема общения со сверстниками потребовала куда больше времени, чем мамина. Сначала мальчик на вопросы отвечал односложно. Но вскоре мы нашли общий язык. Саша рассказывал разные истории и сам пришел к выводу, что дружить с ребятами ему тяжело. Чтоб не быть изгоем, он был готов пойти на все, даже на нарушение закона. Ребенок делился со мной этими мыслями, но понять что происходит - это одно, а наработать навыки общения - другое.

С ситуацией мы, конечно, справились. Но это совсем другая история.

Понравилась история? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, чтоб читать больше таких историй.