Биполярное расстройство. Правила игры.

28.01.2018

Биполярное расстройство - как к этому относиться, как с этим жить - каждый выбирает сам. Как и с любым хроническим врожденным заболеванием, с ним учишься сосуществовать, изучаешь его, считаешься с ним, подстраиваешься под него.
В один момент я поняла, что больше не собираюсь страдать по поводу несправедливости судьбы к себе, и решила изменить отношение.

Это не значит, что я дальше не буду жить с взлетами и падениями, но это такая возможность для меня найти дверь запасного выхода!

Всякая Игра есть прежде всего и в первую очередь свободное действие. Игра по принуждению уже более не игра. Разве что - вынужденное воспроизведение игры.
Йохан Хейзинга. Homo ludens

Все мы во что-то верим (наверное). Кто-то в то, что бог есть, кто-то в то, что его нет. Кто-то верит в светлое будущее, кто-то в его отсутствие. Так или иначе, это помогает жить, или, как говорят психологи, адаптироваться.
Меньше всего мне хотелось бы думать, что моя жизнь случайна (ну кроме результата приятного секса между моими родителями, я надеюсь :) ).

Одной из моих уже давно любимых книг является "Homo ludens. Опыт определения игрового элемента культуры" Йохана Хёйзинги.
Любовь к теории игры зародилась еще с Эрика Берна (естественно, куда без него!). Но его исследование игры построено на изучении манипулятивности и приспособлении человека к не самым замечательным жизненным условиям. У Хёзинги же игра определяется как биологическая функция, свойственная всем живым существам с наличием хоть какого-нибудь интеллекта вообще!

Еще один момент. Как-то, при посещении выставки Sony Playstation, завело меня в отделение, где демонстрировали игру, с погружением в виртуальный игровой мир. В очках, в перчатках и управляющей штукой в руках. Та реальность была настолько яркой, что казалось, будто даже температура и запах в комнате изменились!

С этого самого момента я решила верить в то, что я сама выбрала себе судьбу со всеми ее уровнями сложности.

Вы знаете, одно дело, когда тебя плющит и колбасит, и ты клянешь все на свете: дурную наследственность, неудавшуюся судьбу, побочные действия препаратов, отсутствие нормальной медицинской поддержки. И другое дело, когда ты представляешь, как еще до рождения читаешь описания всех "игр" проживания на Земле. Выбираешь себе что-то по душе, ставишь галочки - уровень сложности, какие задачи, какие уникальные способности даются к каждой сложности, какие навыки прокачиваешь - и вот тогда особенности заболевания начинают восприниматься совершенно иначе. Даже умирая в самой жесткой стадии гипомании, ты повторяешь себе - игру нужно пройти до конца!
Собственно, да, мое заболевание относится к психическим, и я имею право на личную безвредную галлюцинацию :)

Анекдот, как мне кажется, очень сюда подходящий:
Представьте, вы прожили 80 лет благочестивой жизни, умираете, на смертном одре в окружении родственников и друзей (даже учеников)...
Через 5 минут вокруг вас трехглазые инопланетяне вырывающие из ваших семипалых лап бульбулятор, спрашивают: "Ну как торкнуло? Не шняга? Стоит курить? Говори, че видел?"

Итак, начнем!

БАР I. Уровень сложности - средний.

Если вспомнить, какие тяжелые бывают заболевания в целом, или что люди рождаются женщинами в Афганистане или в Испании в период инквизиции, живут во время революции в Камбодже, то твой личный цедзип в относительно нормальных исторических и экономических условиях - это более чем средний уровень.
Я думаю, во время выбора игры я решила не убиваться вхлам, а посмотреть, как это вообще бывает.

Задача: Научиться держать баланс.

Люди с БАР поймут, о чем я говорю. Поэтому объясняю людям с другими жизненными игровыми задачами.
При биполярном расстройстве что-то там в мозговой деятельности не обладает способностью соблюдать рамки нормального состояния настроения (описаний нарушений много и с названием различных генов, ферментов и локусов хромосом. Когда я это читаю, у меня ломается мозг, и я это читать перестаю). Настроение в течение дня может кардинально меняться само по себе, а может и под влиянием внешних факторов. Например, от какой-то приятной новости есть возможность словить манию, когда тебя знобит, ты не в состоянии остановить поток мыслей, ты не можешь заснуть, кажется, что тебя посещают гениальные мысли и каждую нужно осуществить прямо сейчас. Потом обязательно последует падение в депрессивную гипоманию, и этот период длится гораздо дольше. Гипомания также может произойти без периода мании под влиянием какой-либо неприятной новости.
Как протекает депрессивное состояние я уже писала в посте "Простить самоубийцу".

Так вот, задача игрока в любом из этих состояний научиться сохранять отстраненность. Научиться держать ментальный баланс.
Бессонная ночь, тебя знобит в состоянии мании, тебе хочется бежать и что-то делать, тебя бросает то в жар, то в холод. Самое главное - посмотреть на себя со стороны. Сказать: "Да, у меня сейчас период мании, да, с этим ничего не сделать. Нужно переждать. Потом наступит период гипомании. Ты будешь думать, что мир жесток и отвратителен, ты будешь думать, что твоя жизнь ничто, тебе будет очень плохо. Но это тоже пройдет. Нужно переждать."
Что бы не вытворялось с вашим телом и мозгом, главное - вовремя осознать, что сейчас происходит. Это как научиться осознанному сновидению. А эти состояния действительно похожи на сны, из которых ты не можешь вынырнуть. Нет, человек с БАР не может контролировать свою депрессию и свою манию. Над телом властвует поломанная химия.

Еще одно сравнение для понимания. Ваше тело как штормящее море с огромными волнами. А вы как серфер. Главное, и при взлете на волну, и при скатывании с волны - удержаться на доске.

Научиться, даже находясь на полюсах, говорить себе - ну и цедзип я сейчас проживаю! :)

Бонусы: уникальные способности.

Как я читала, люди с БАР чаще всего с прекрасным чувством юмора и с творческими способностями.
Я думаю, это умение выходить за пределы нормы дает возможность видеть мир ярче и богаче. Просто представьте, что нормотипичный человек идет себе относительно спокойно по прямой дороге, где-то лес, где-то степь, где-то по реке проплыть.
Человек с БАР всегда идет по горной цепи. Ровной дороги нет. И путь этот постоянно со взлетам вверх за облака, и отвесным падением вниз, с пробиванием земной коры и исследованием жизни обитателей преисподней. Естественно, это дает выражение себя в творческой форме, когда такой огромный мир не держится внутри, а требует выплескивания наружу.
Я думаю, что и отдельно у каждого биполярника есть врожденные уникальные способности. Например, у меня есть способность чувствовать, как именно нужно сделать, чтобы было круто и успешно. На некоторых работах, где руководители полностью доверяли всем моим предложениям, без требований объяснить, почему именно я считаю нужным сделать вот так, результат был очень классный! Просто на обдумывании какой-то идеи я чувствую приближение мании, и это срабатывает как сигнал офигенности. Понятно, что я потом расплачиваюсь гипоманией, но этот вопрос не относится к категории того, что я могу контролировать.

Предостережения

Поскольку я не психиатр и большой выборки у меня нет, то пишу только про себя. Биполярнику категорически противопоказано общение с "токсичными" людьми и людьми, склонными к саморазрушению.
Предполагаю, что от общения с такими персонажами плохо всем, но в случае заболевания БАР - это приравнивается к самоубийству.

При биполярном расстройстве чувствительность очень высока, и, самое главное, при считывании негативного поведения по отношению к самому ли игроку, или человека к самому себе, есть опасность этим пропитаться и опять же впасть в гипоманию. Выбираться оттуда больно и тяжело, туда регулярно падаешь и без посторонней помощи. Поэтому, зачем усугублять и так довольно сложный ход игры.
Если есть возможность обойти трудности, лучше их обходить.

Рекомендации в ходе игры

Найти хорошего психолога.

Помните, выше я сравнивала умение сохранять баланс с серфингом? Так вот, хороший психолог - этот как хороший инструктор для того, чтобы научиться стоять в море на доске. Конечно, можно научиться и самому, но с инструктором быстрее.
Он поможет научиться отделить чувство "Я" от ассоциации со своим телом. Тело и здоровье - это не есть игрок. Это лишь машина, это условия игры, которые играющий выбрал.
Также психолог поможет научиться справляться с эмоциями, нести ответственность за свои действия, уважительному отношению к себе (а это очень важно в состоянии гипомании), и бережному отношению к людям.
По поводу последнего - ни один человек не несет ответственность за твой выбор игры!
И еще, хорошо установленные дружеские контакты очень могут помочь выбираться из гипомании.
Берегите игроков-друзей!

Это, конечно, не все правила, которые были написаны в инструкции. Там был очень большой список! Но, думаю, этого тоже достаточно :)
Если этот пост кому-то даст возможность взглянуть на свою болезнь ли, жизненную ситуацию ли несколько иначе, буду очень рада!