Крестьянский крестовый поход, или Крестовый поход бедноты

25.12.2017

Я вас приветствую!

Многие из тех, кто хотя бы одним ухом слушал уроки истории в школе, наверняка имеют представление о таком историческом явлении, как Крестовый поход. Для тех, кто не помнит/не знает — небольшой экскурс в историю, перед тем как перейти к основной теме.
Крестовые походы — это серия военных походов западноевропейских рыцарей, направленная против «неверных» — мусульман, язычников, православных государств и различных еретических движений. Официальная цель первых крестовых походов была чиста и благородна - освобождение Палестины, а в первую очередь Иерусалима с Гробом Господним, от «неверных», а в частности от радикально настроенных сельджуков, которые буквально заблокировали крестьянским паломникам допуск к величайшей из всех святынь — Гробу Господнему. Если говорить на чистоту, то и первый крестовый поход, и все за ним следующие это ничто иное, как крупномасштабный грабеж и захват территорий, сопровождаемые геноцидом местного населения и уничтожением целых городов и селений. Целые шайки бандитов и безземельных рыцарей, оставшихся без наследства, очень долгое время чинили беспорядки внутри Европы. С началом Первого крестового похода, который Папа Урбан 2 назначил на 15 августа 1096-го года на церковном соборе в Клермонте, эти самые шайки разбойников и обедневших рыцарей устремили свой взор в сторону «неверных», и под эгидой святой церкви отправились богатеть в Палестину. Десятки тысяч этих сумасшедших обратно так и не вернулись - они навсегда остались покоиться в Святой земле. Так, Европа взяла и избавилась от заразы, губившей ее очень долгое время. Очень хитро.

Собор в Клермонте (26 ноября 1095 года)
Собор в Клермонте (26 ноября 1095 года)

Теперь, когда я кратенько ввел вас в курс дела, мне хотелось бы рассказать об одном очень интересном эпизоде, который если и затрагивается в школе и университете в рамках изучения истории средневековья, то только вскользь - это начальный этап Первого крестового похода, зовущийся Крестьянским крестовым походом, или Походом бедноты.

Задолго до назначенной папой даты, ранней весной 1096 года, в сторону Иерусалима самостоятельно выдвинулась огромная армия людей. Что удивительно, на них на них не было никаких доспехов, в руках у них не было видно мечей и щитов, передвигались они не на лошадях, а на своих двоих. Возглавляли эту таинственную толпу простолюдинов некто Петр Амьенский и Вальтер Голяк. Петр, по прозвищу Пустынник, был до безумия фанатичен и помешан на вере. Долгие годы он без обуви, с непокрытой головой, в рваных тряпках и с распятием в руках метался по городам и селам Европы, проповедуя где только можно о необходимости скорейшего крестового похода для освобождения христиан и Гроба Господня. Напарник его, Вальтер Голяк, был обедневшим рыцарем, лелеющим мечту основать на Востоке свое королевство и стать невероятно богатым. На полгода раньше официальной даты, в марте 1096 года, эти двое встали во главе огромной армии, состоявшей из мелкого рыцарства, оголтелых крестьян и бедняков. Насчитывала эта армия, по разным данным, от 100 до 300 тысяч человек. Распевая религиозные гимны, вооружённые кольями и топорами, огромная толпа людей двигалась вперед. Устав от одолевающей Европу засухи, чумы и голода, они шли в Палестину только за одной целью — разбогатеть. Путь их сопровождался массовыми грабежами, разбоями и насилием.

Крестьянский крестовый поход
Крестьянский крестовый поход


Первыми нападению крестоносной «бедноты» подверглись европейские евреи. Толпа устроила еврейские погромы в таких городах, как Руан и Кёльн. Евреи города Майнц, завидев животную жестокость, с которой пришельцы убивают и насилуют женщин и даже детей, решили совершить массовое самоубийство. Перед тем, как перерезать себе горло, родители убивали своих маленьких детей, дабы избавить их от того ада, который устроят в городе вторженцы.     Примерно в конце лета — начале осени сильно поредевшее и крайне озлобленное войско прибыло в Константинополь, где продолжало вести себя как раньше, занимаясь всякого рода беспределом. Сказать, что Алексей Комнин был удивлен, значит ничего не сказать. Византийский император ожидал увидеть в качестве подмоги профессиональную армию, а вместо нее в великий Константинополь ворвалась необузданная толпа голодранцев. Не долго думая, он решил поскорее избавиться от этих «воинов» и переправил их всех в Малую Азию, кишащую турками, которым так не терпелось увидеть тех самых «освободителей» Гроба Господня, которые должны были их, «неверных», наказать.    В октябре 1096 года сельджуки организовали новоприбывшим засаду. Сражение превратилось в побоище, кровавую баню, резню — как угодно. Толпа была наголову разбита, из 25 тысяч крестьян уцелело только 3 тысячи, многие попали в плен и потом были распроданы. Среди убитых был и Вальтер Голяк — сарацины всадили в него семь стрел.   

Такая вот небольшая, но довольно печальная история. Выжившие и избежавшие плена вернулись обратно в Константинополь. Многие из них сразу же двинулись домой, благодаря судьбу за то, что они избежали ужасной смерти. Остальные, в числе которых был чудом выживший Петр Пустынник, остались ждать подхода рыцарей, чтобы взять реванш.