Шипы или не шипы?

25.12.2017

Зимняя резина. Шипованная или нешипованная?

В статье ответы на следующие вопросы:

-В каких условиях лучше ведет себя шипованная резина?

-В каких регионах нужно покупать шипы, а в каких - липучку?

На графике приведен свод результатов тестов шипованной и нешипованной резины журналом Авторевю в 2013 году:

В 2-х тестах выиграла липучка, в 1 тесте ничья, на льду лучше сработали шипы. Если обратить внимание на абсолютные результаты, то видно, что хорошая липучка будет лучше плохих шипов. Однако разница в результатах не такая уж и большая на всех покрытиях, кроме льда.

Для тех, кто все еще уверен, что на снегу нужна шипованная резина еще один график из другого теста от 2012 года:

Получается, что брать шипы нужно только если в вашем регионе гололедица частый гость?

Неожиданный ответ на этот вопрос принес тест зимней резины в «За Рулем» в 2009 году. Как оказалось, нешипованная резина тормозит на голом льду лучше шипованной при температурах ниже -13 градусов!

Объяснение феномену нашлось. Шипованные покрышки разрабатываются таким образом, что бы шипы при движении по асфальту утапливались вглубь колеса, для снижения шума и улучшения сцепления с дорогой. При температурах ниже минус 13 градусов лед становится достаточно твердым, шипы перестают цепляться и утапливаются в резину. При температуре выше минус 10 на голом льду шипы вгрызаются в лед или разрушают его - сцепление с дорогой улучшается. Липучки в таких условиях скользят, как лыжи, так как тонкий слой воды между льдом и колесом выступает в роли смазки.

ИТОГ: шипованная резина работает лучше липучки только на льду при температурах от 0 до -10 градусов. Во всех иных условиях, включая лед при более низких температурах, нешипованная резина лучше или не уступает.

Где же нужны шипы?

Для того что бы образовался гололед необходимо застывание воды. Снег может стать причиной гололёда, только если сначала растает.

При очень низких температурах снег больше похож на песок — он мелки и жесткий, не прилипает к поверхностям, а с дороги его сдувает проезжающий транспорт.

Следовательно, для образования гололеда нужна нулевая температура днем и отрицательная ночью.

Именно при температуре -10 … 0С шипы эффективны. При температурах ниже -15…-20С поведение шипованной и нешипованной резины на льду одинаково.

По данным Википедии среднегодовое число дней с гололёдом (я знаю, что это не совсем гололедица, но условия близки) в некоторых городах России следующее: Архангельск — 6, Мурманск — 1, Санкт-Петербург — 5, Москва — 6, Воронеж — 17, Ростов-на-Дону — 10, Астрахань — 6, Самара — 15, Казань — 7, Екатеринбург — 5, Сыктывкар — 12, Оренбург — 9, Омск — 6, Ханты-Мансийск — 5, Томск — 2, Иркутск — 0, Якутск — 0, Петропавловск-Камчатский — 2, Хабаровск — 0, Владивосток — 1.

Видна четкая зависимость — чем ближе средняя температура к 0, тем чаще гололед. В сибирских городах, таких как Якутск, гололед вообще редкое явление.