Найти в Дзене
Очерки о психопатах

Ребенок, который играет в игры. "Фригидный игрок"

Продолжаю разбирать книгу Э. Берна "Игры, в которые играют люди". На очереди игра "Фригидная женщина". Я назвал ее более универсально - "Фригидный игрок", потому что пол здесь не так важен. Важно то, что взаимодействие происходит между двумя партнерами разного пола - Игроком и Разыгрываемым (партнером).

Итак, Игрок ловит своего партнера на желании близости и обвиняет его в похотливости и намерении опошлить чувства грязным чреслоугодием. Если Разыгрываемый в результате серии таких розыгрышей перестает вообще рассчитывать на сближение с Игроком, то последний начинает применять всяческие манипулятивные ухищрения, чтобы опять привлечь Разыгрываемого и разбудить в нем страсть, а затем на самом пике возбуждения снова обвиняет его в грязной похотливости и растаптывании своих высоких чувств.

Берн для понимания приводит такой литературный пример: "В детском возрасте в игру, аналогичную "Фригидной женщине", играют некоторые благонравные девочки вроде той, которую Диккенс описал в "Больших ожиданиях". Она выходит в накрахмаленном платьице и просит мальчика сделать ей песочный пирожок, после чего насмешливо указывает на его запачканные руки, одежду и говорит ему о том, какая она вся чистенькая."

Неплохая живописная аналогия, хорошо объясняющая выгоду Игрока: манипуляцией вовлечь партнера в нужную "грязную" коммуникацию, а затем, переобувшись на лету, обвинить его в том, что он вовлекся в эту коммуникацию и "испачкался". На фоне "грязнули" словив эйфоричное ощущение собственной святой чистоты.

Здесь добавить нечего, все верно, но остается лишь объяснить глубинную суть данной транзакции.

Итак, исходная позиция в данной Игре. Все действие происходит в родительском гнезде Разыгрываемого. В гнезде находятся Ребенок Игрока (подсадной) и Ребенок партнера (родной). Ребенок Игрока - это "кукушенок", у которого отсутствует контакт с собственным Родителем и потому он вынужден искать внимания Родителя в чужих гнездах.

Родитель (Гнездо) Разыгрываемого в исходной позиции содержит Ребенка - "кукушенка" и родного Ребенка
Родитель (Гнездо) Разыгрываемого в исходной позиции содержит Ребенка - "кукушенка" и родного Ребенка

Подсадной Ребенок Игрока чувствует потребность в родительском принятии со стороны Гнезда (которое он искренне считает наконец-то обретенным СВОИМ Родителем), но не может сформировать полноценный контакт с этим Гнездом: ему мешает Ребенок партнера, который представляется конкурентом за место под солнцем. Конкурент потому, что находятся они с момента сближения в одном гнезде и разделяют внимание одного Родителя. Только Игрок в этом гнезде - подсадной кукушенок, а Ребенок Разыгрываемого - родной птенец в своем доме. Но кукушенок об этом не знает. Он знает только одно: есть Он и есть Родитель. И для выживания должен быть установлен максимально плотный контакт с Родителем. И инстинкт подсказывает, что для этого надо устранить конкурента.

Лучший способ убрать конкурента - очернить его. Чтобы Родитель от него отвернулся и все внимание сосредоточил на Ребенке Игрока. Для этого Ребенок Игрока формирует ложную реальность, в которой Разыгрываемый предстает недостойным принятия своим же (sic!) Родителем, а Ребенок Игрока напротив, предстает перед этим Родителем чистеньким и розовощеким невинным младенцем, достойным максимального принятия.

Все это действо, естественно, происходит в дополненной реальности Игрока. И все действующие лица в этой реальности - это психические структуры Игрока: его Ребенок и его Родитель, спроецированный на Родителя партнера, а также интроект - изгоняемый из гнезда Ребенок партнера. Родитель партнера (на которого спроецирован Родитель Игрока и ради внимания которого и ведется Игра) в дополненной реальности Игрока не существует, так как он и Родитель Игрока - это одна и та же структура. Проще говоря: Родитель всегда один, Ребенок всегда один. Но у Ребенка могут быть конкуренты за место под родительским солнцем, с которыми он может или мириться или воевать.

Надо понимать, что со стороны партнера данная транзакция выглядит немного по другому. Ребенок партнера сначала искренне тянется к Родителю, которого притворно изображает Игрок. Ложный Родитель Игрока выманивает Ребенка партнера на открытое пространство из под защиты родного Гнезда, как в сказке "Волк и семеро козлят":

"— Вы, детушки!
Вы, козлятушки!
Отопритеся,
Отворитеся,
Ваша мать пришла,
Молока принесла."

Обманутый ложным Родителем вылезший из теплого гнездышка птенчик, топорща перья, предвкушает приятный контакт с всепринимающим Родителем, но нарывается на подставу: его ожидает во всеоружии агрессивный рейдер-кукушенок и обливает помоями.

-3

Вместо него заскакивая в теплое гнездышко и занимая его единолично по праву чистого, а значит ДОСТОЙНОГО. И наслаждаясь родительским принятием, которое по сути является принятием от его родного Родителя, но полученное таким проекционным путем по причине неумения или неспособности Игрока установить контакт со своим Родителем напрямую, без инициации Игры.

Как дополнение, приведу примеры этой Игры в реальной жизни:

Пример 1. Покупатель торгуется с продавцом. Покупатель горячо настаивает на скидке в десять рублей на товар за несколько тысяч. Продавец упирается. Наконец, покупатель восклицает: "Ну что вы, в самом деле! Из-за десяти рублей ноете! Вы жмот!"

Пример 2. Лихой водитель нагло встраивается в поток машин, которые он объехал по обочине, чтобы не стоять в пробке. Его не пускают, потому что другим водителям обидно, что кто-то экономит свое время за их счет. Лихой водитель восклицает: "Нет, ты посмотри, какие они гады! Не могут одну машину пропустить! Видят же, что человек спешит!"

Рекомендуем почитать
Документы, вакансии и контакты