Найти тему
Мама Научит

Миф о "врожденной грамотности"

Бывает, что ребенок (или взрослый) не знает ни одного правила, однако пишет практически без ошибок. Тогда часто говорят, что у него "врожденная грамотность". Некоторые предприимчивые деятели даже предлагают обучение школьников, "используя метод врожденной грамотности". Ну типа она у всех есть... Надо ее только "разбудить", "восстановить" и т. п.

"Врожденная грамотность" - миф или маркетинговый ход
"Врожденная грамотность" - миф или маркетинговый ход

Да, миф о врожденной грамотности почти так же живуч, как и обучение во сне или с использованием 25 кадра. Ну ведь, правда, как заманчиво - научиться грамотно писать без зазубривания правил, не прилагая усилий.

Однако давайте рассуждать логически. Откуда может взяться у человека "врожденная грамотность? Что такое вообще "врожденные" умения?

Вот, например, врожденным для ребенка является умение сосать. Оно ему необходимо для выживания. Это умение сформировалось, как только на земле появились первые млекопитающие.

А вы знаете, что каждый из нас в своем развитии повторяет полностью эволюционный путь человечества - от одноклеточного существа до высшего примата? И этот путь действительно запрограммирован генетически. И каждый шаг необходим для нормального развития и функционирования человеческого существа.

Например, хватательный рефлекс новорожденного. Если ребенку буквально нескольких дней от роду вложить в ладошку палец, ребенок сожмет кулачок так крепко, что его можно поднять. В древней Спарте, например, так проверяли жизнеспособность младенцев. Им вкладывали в руки палку и держали над пропастью. Соответственно, в живых оставались лишь те, у которых хватательный рефлекс достаточен для удержания его тела хотя бы несколько минут.

Вот так выглядит хватательный рефлекс
Вот так выглядит хватательный рефлекс

Однако у недоношенных детишек эти рефлексы могут отсутствовать. Потому что просто не успели сформироваться. Значит, для каждого врожденного рефлекса есть свои сроки, когда они появляются у человеческого существа.

В какие же сроки, чисто теоретически, могла бы сформироваться "врожденная грамотность"? Учитывая, что человеческая история насчитывает миллионы лет, речь появилась лишь от 200 тысяч до 20 миллионов лет назад (по разным оценкам). Но это была речь устная, начиная от простейшего обмена сигналами. И ни о какой грамотности в ее современном понимании говорить не приходится.

А первая письменность возникла и того позже - около 3200 года до нашей эру, то есть немногим более 5 тысяч лет назад, Именно тогда и началось формирование соответствующих структур мозга, за этот новый вид деятельности отвечающих.

Так каким же образом может еще до рождения ребенка сформироваться "врожденная грамотность", причем именно на том языке, на котором впоследствии ребенок будет говорить?

Так формируется "врожденная грамотность". Или нет?
Так формируется "врожденная грамотность". Или нет?

Но если никакой врожденной грамотности не существует, откуда же берутся дети, которые как будто сразу знают, как пишутся слова? И не делают ошибок?

Есть еще два мнения. Некоторые считают, что абсолютная грамотность связана с хорошей зрительной памятью. Мол, ребенок запоминает зрительно слово, поэтому не делает ошибок. Еще часто говорят: "Я много читаю, поэтому и пишу грамотно. А современные дети безграмотные, потому что ничего не читают".

Оба мнения ошибочны. И я расскажу, почему. Следите за публикациями!