В маркетплейсе на каждый продукт есть свой покупатель

В июле Банк России проведет второе пилотное тестирование прототипа проекта «Маркетплейс», который позволит россиянам в режиме онлайн приобретать финансовые продукты и услуги. Запуск платформы запланирован на конец года. Одной из витрин строящегося финансового супермаркета стал крупнейший из действующих в России маркетплейсов – портал Banki.ru. NBJ поговорил с генеральным директором холдинга «Банки.ру» Динарой ЮНУСОВОЙ о том, в чем преимущества нового проекта для участников рынка и их клиентов.

NBJ: Построение маркетплейса – очень модный тренд, сейчас многие пытаются его создать. Портал Banki.ru стал пионером в этой области. Что нужно для того, чтобы макретплейс «взлетел»? 

Д. ЮНУСОВА: Успех финансового маркетплейса основывается на трех составляющих: доверие клиентов, взаимовыгодные отношения с партнерами и удобные передовые сервисы. 

Главный показатель доверия в нашем случае – трафик. В апреле 2018 года посещаемость Banki.ru превысила 17 млн визитов. Ежедневно посетители оставляют более 4000 заявок на финансовые продукты. Такой уровень доверия мы поддерживаем уже более 13 лет, предоставляя независимую, актуальную и достоверную информацию о финансовых услугах. При этом мы не только рассказываем о продуктах, но и даем возможность с помощью удобных высокотехнологичных сервисов выбрать и приобрести их на выгодных условиях. 

Второй фактор – взаимовыгодное сотрудничество с партнерами – реализуется в первую очередь за счет гибкости и знания рынка. Мы предлагаем различные варианты «вхождения» на полки нашего финансового супермаркета, основываясь на глубоком понимании потребностей клиентов. В настоящее время в пуле Banki.ru более трехсот партнеров: банков, МФО, страховых, инвестиционных, телеком-компаний и других участников финансового рынка.

Третье – качество сервисов. Мы постоянно улучшаем и дорабатываем свой ресурс, чтобы дать людям возможность выбрать, сравнить и приобрести наиболее подходящий и выгодный финансовый продукт.

NBJ: Banki.ru уже является крупнейшим в России финансовым маркетплейсом. В чем для вас выгода участия в новом проекте ЦБ РФ? 

Д. ЮНУСОВА: В партнерстве с проектом «Маркетплейс» Банка России мы сможем дать нашим пользователям возможность управлять своими финансами в режиме онлайн. В настоящее время этот функционал ограничен из-за недоступности удаленной идентификации при покупке финансовых продуктов. 

Прототип новой платформы тестируется на вкладах, первая успешная демонстрация состоялась в мае этого года. Параллельно в рабочих группах прорабатываются вопросы по добавлению в платформу других инструментов: ОФЗ, ПИФов, страховых продуктов. Banki.ru приглашен в проект как крупнейший агрегатор, содержащий наиболее полную информацию о финансовых продуктах.
 В перспективе я вижу еще один важный плюс для всех участников рынка, а также для их клиентов. Новая платформа будет способствовать развитию конкуренции и повышению качества продуктов. Возможность продавать финансовые ус­лу­ги онлайн даст колоссальный толчок развитию отрасли. Клиенты получат доступ ко всему спектру предложений без географических ограничений. В этих условиях игроки рынка, лишившись преимуществ монополиста в своем регионе, будут вынуждены развивать и улучшать предложения. 

При этом они получат и бонусы, например, экономию на содержании региональной сети отделений. 

NBJ: Многие банки уже создали собственные высокотехнологичные интернет-площадки, зачем им участвовать в проекте «Маркетплейс»? Не выгоднее ли развивать свои платформы, чем в рамках единой площадки конкурировать с другими игроками? 

Д. ЮНУСОВА: Главным преимуществом участников проекта ЦБ РФ является возможность продавать свои услуги дистанционно по всей территории страны. Это большой плюс для любого розничного банка, особенно если он не обладает разветвленной филиальной сетью. Банк сможет выдавать вклады, кредиты, другие продукты даже там, где не присутствует физически. Возможно, у него есть хорошие, выгодные продукты, но в силу географической недоступности клиенты не могут их приобрести. Получив в распоряжение ранее недоступный инструмент удаленной идентификации, финансовые компании могут выйти на совершенно другой уровень конверсии, значительно сократив операционные расходы и затраты на маркетинг.

Конечно, конкуренция усилится, это чисто рыночная история. Выиграет тот, кто готов улучшать свои продукты, отлаживать сервисы и процессы. Я уверена, что в маркетплейсе есть место всем, на каждый товар есть свой покупатель.

NBJ: На рынке уже существует крупнейший маркетплейс Banki.ru, скоро запустится масштабный проект Банка России. Есть ли теперь смысл банкам развивать собственные маркетплейсы?

Д. ЮНУСОВА: Да, сейчас некоторые банки позиционируют себя в качестве маркетплейсов. При этом на их площадках действительно представлены разные типы продуктов. Но, как правило, это монобрендовая история, за редким исключением, когда присутствуют кобрендовые продукты. Обычно это либо страховки, либо инвестиционные решения, предлагаемые «в нагрузку» к предложениям банка. И это все равно очень ограниченный перечень продуктов. 

Главное отличие маркетплейса, который Банк России строит с интеграцией интерфейса такого агрегатора, как Banki.ru, заключается в том, что в нем будут представлены абсолютно все продукты различных финансовых компаний. И будет дан инструмент для сравнения и подбора наиболее подходящего предложения. Конечно, часть лояльной аудитории останется в «банковских» маркетплейсах. Но многие клиенты все же предпочтут возможность сравнить, убедиться, что они делают правильный выбор. С омоложением потребителей снижается их лояльность к определенным брендам, новое поколение более практично, оно ищет выгоду. Поэтому я считаю, что наличие собственного маркетплейса не должно исключать участия банка в строящейся глобальной платформе.

NBJ: Сколько партнеров, по вашему мнению, должно быть в маркетплейсе для его эффективной работы? 

Д. ЮНУСОВА: Я уверена, что партнеров должно быть много – как поставщиков услуг (банков, страховых, инвестиционных компаний и т.п.), так и витрин, таких как Banki.ru. Чем больше партнеров, тем более востребованным у клиентов будет маркетплейс. Это открытая история, и мы приветствуем появление новых партнеров, развитие конкуренции. При этом важно осознавать, что мы, являясь витриной, финальным агентом, берем на себя ответственность за качество предоставляемого сервиса.

В настоящее время готовится следующее пилотное тестирование, по предварительным данным оно пройдет в июле. Мы рады новым участникам, но все должны понимать, что работа ведется в сжатые сроки и необходимо прикладывать максимальные усилия. Именно такого подхода мы ждем от потенциальных партнеров.