Как устроена система школьного образования в Пакистане?

15.05.2018

В рамках постоянно рубрики "Школьная кругосветка" мы продолжаем знакомить читателей с образовательными системами других стран. Сегодня отправляемся в Пакистан.

Пакистан - мусульманская страна, численность населения которой составляет около 200 миллионов человек. Независимость Пакистана провозгласили в 1947 году, и на тот момент уровень грамотности среди населения составлял всего 13 процентов.

Согласно данным 2010-х годов, уровень грамотности городского населения - не ниже 70 процентов. В сельской местности показатели не превышали 30 процентов.

Структурно в образовательной системе Пакистана можно выделить 7 уровней:

  • предначальное образование, получаемое в частных или государственных детских садах;
  • от 5 до 9 лет - начальная школа;
  • младшее среднее образование (3 года обучения с 10 лет);
  • старшее среднее образование (3 года обучения с 13 лет);
  • колледж или технический институт (2 года, после чего сдается экзамен о получении неполного высшего образования);
  • высшее образование продолжительностью от 2 до 4 лет;
  • аспирантура (1 или 2 года).

Преподаватель английского языка и известный художник - Soofi Salman Khalid - дает свою оценку школьной образовательной системе Пакистана.

фото с сайта - http://salmansoofi-art.com/
фото с сайта - http://salmansoofi-art.com/

Самая главная отличительная особенность заключается в том, что в Пакистане параллельно существуют несколько систем образования: средние школы Urdu (urdu - национальный язык Пакистана, и обучение в этих школах организовано на этом языке), английские средние школы, где языком обучения тоже является urdu, и школы О-уровня, где обучение частично организовано на английском языке. Последние школы нередко именуют “школами будущего”. Предметы здесь ориентированы на европейское образование: например, дети углубленно изучают иностранные языки, математику, информатику и т.д.. После окончания этой школы выпускник сможет продолжить обучение в европейских ВУЗах или останется в своей стране.

Самой популярной “школой будущего” является Beacon House. Обучение здесь ведется по Кембриджской системе, но при этом обязательными для изучения являются хадисоведение, урду и пакистанские традиции. Школа имеет филиалы в Венгрии, Германии, Швейцарии и Канаде.

Несмотря на то, что образовательная система Пакистана частично копирует британскую и является достаточно разнообразной и сложной, школьники воспринимают обучение как развлечение. Пакистан тратит на образование всего 2,5 процента бюджета, а потому невозможно говорить о стабильно растущем качестве преподавания. Часто задания формальны, а критерии оценки размыты.

Старшие школьники вполне могут писать эссе на тему “Моя корова”. Учителя не всегда с должной серьезностью относятся к своей работе и не всегда достаточно подготовлены в плане профессионализма. Один учитель может преподавать все предметы или непрофильный предмет. Например, учитель языка urdu может преподавать английский язык, а преподаватель исламиата (изучение ислама как мусульманской религии, культуры и Корана) может учить школьников математике. Результат подобной практики, как правило, печальный. Кроме того, у школьников очень много праздников, выходных и каникул. Нередки ситуации, когда в 8 классе ученики не знают элементарных вещей и даже не помнят, как зовут их учителя.

Основная проблема - в неоднородности качества образования в различных учебных заведениях. И в том, как сильно может отличаться программа в школах, ориентированных на традиционное обучение и воспитание, и в тех, которые позиционируют себя как более прогрессивные учебные заведения. Школьники одного возраста, посещающие различные виды школ, могут радикально отличаться по уровню владения английским языком, математикой и другими дисциплинами. Некоторые семьи ориентированы на религиозное воспитание детей в строгих традициях, другие - наоборот, стремятся “европеизировать” своих детей. Государство должно принять единую программу и выработать какие-то общие образовательные стандарты, иначе улучшить ситуацию будет крайне сложно.

Я привык описывать школу Пакистана как некий забавный феномен, потому что без чувства юмора и иронии проблема кажется просто неразрешимой.