Почему учиться на одни пятерки вредно?

фотограф -  Робер Дуано (Robert Doisneau), 1956
фотограф - Робер Дуано (Robert Doisneau), 1956

Какой родитель не мечтает, чтобы ребенок приносил из школы только отличные отметки? Однако все мы должны понимать, что “пятерка” не панацея! А часто зависимость от отметок превращает школьную жизнь детей в настоящий кошмар. Почему это происходит и что с этим делать? Разбираемся в статье при помощи педагогов и психологов.

Действительно ли троечники успешнее отличников?

В 2016 году на сайте журнала Observer психолог Бенджамин Харди (Benjamin Hardy) опубликовал свои 10 причин, почему менее успешные ученики по итогу добиваются больших результатов в жизни.

Ученый защищает следующие тезисы:

  • троечники ставят под сомнение валидность (т.е. обоснованность и пригодность) существующей системы образования;
  • они мыслят более свободно и не бояться задавать вопросы;
  • они не заискивают и не стараются во что бы то ни стало понравиться учителю;
  • они озабочены более важными и глобальными вопросами (ведь им не нужно переживать из-за каждой отметки);
  • они формируют свое собственное понимание успеха;
  • они быстро учатся использовать внешние возможности и способности других людей ради достижения поставленной цели;
  • они любят и умеют учиться самостоятельно;
  • они не перфекционисты, они понимают, что ошибки - лучшие учителя;
  • они не тратят энергию на бессмысленные вещи;
  • они мечтатели!

Различные психологические и социологические исследования также подтверждают, что школьные отметки не гарантируют успешную карьеру и тем более счастливую жизнь.

Когда начинаются проблемы?

фотограф -  Робер Дуано (Robert Doisneau), 1956
фотограф - Робер Дуано (Robert Doisneau), 1956

Если ребенок искренне увлечен учебой, у него все получается и образовательный процесс протекает без сучка и задоринки, все просто замечательно! Однако если ученик не видит никакого другого смысла, кроме получения заветной “пятерки”, родителям есть, о чем задуматься.

Сегодня в разных странах мира создаются экспериментальные школы без отметок. Главная задача образования будущего - воспитание цельной свободной личности, не боящейся думать, искать оригинальные решения и, главное, не боящейся ошибаться. К сожалению, в ряде случаев школьная система оценивания скорее подавляет, нежели мотивирует.

Что делать родителям?

Прежде всего, дать ребенку возможность совершать ошибки, не боясь осуждения. Не стоит с первых классов формировать ложную установку “быть отличником любой ценой”. Низкая отметка далеко не всегда свидетельствует о плохо усвоенной программе.

Очень важно, чтобы ребенок имел правильное представление о цели посещения школы. Зачем учить все эти сложные предметы? Зачем ходить на скучные уроки и тянуть руку, когда отвечать совсем не хочется? Зачем делать домашнее задание и писать контрольную? Если у родителей на все один ответ: “Чтобы получить пятерку”, комплексов и неврозов ученику не избежать.

фотограф -  Робер Дуано (Robert Doisneau), 1956
фотограф - Робер Дуано (Robert Doisneau), 1956

Необходимо видеть разницу: ребенок не справляется с учебной программой или он просто не мотивирован доказывать свои знания окружающим, борясь за “отлично” в дневнике. Ученику может не нравиться учитель, ему может быть скучно или некомфортно на уроках, но это не всегда означает, что он не сумеет решить уравнение или подобрать однокоренные слова.

Как понять, что у ребенка сформировался “комплекс отличника”?

  • ученик очень эмоционально (слезы, крики, истерики) реагирует на любую отметку ниже “пятерки”;
  • главной ценностью образования ребенок видит статус отличника;
  • школьник болезненно реагирует на чужие успехи, если кто-то из одноклассников показывает более высокие результаты по тому или иному предмету;
  • ребенок зубрит учебник наизусть, чтобы ответить у доски и получить “пятерку”, но не в состоянии сформировать свое собственное независимое мнение о прочитанном;
  • ученик уверен, что если он не будет учиться на одни пятерки, он потеряет авторитет, с ним никто не захочет дружить и родители не будут им гордиться.

Комментарий психолога

Лучше сосредоточиться на конкретных дисциплинах, которые в будущем пригодятся для поступления в вуз и освоения профессии, чем пытаться объять необъятное и по каждому предмету ориентироваться только на отличные результаты. Крайне редко школьники по своей природе одинаково хорошо и быстро усваивают информацию из разных областей знания. Практически каждый из нас имеет определенные склонности к каким-то дисциплинам, и родителям лучше понять, что именно интересно их ребенку, чем заставлять зубрить те науки, к которым душа не лежит.

Если не ругать за плохие отметки, не будет ли ребенок лениться и учиться вполсилы?

Ребенка необходимо хвалить за успехи, поддерживать и активно интересоваться его делами. Тогда он не будет чувствовать себя обделенным родительским вниманием. Не ругать за плохую отметку не равно не обращать внимание на ребенка в принципе. Задача мамы и папы- показать истинную ценность знания, помочь детям найти свои увлечения и те сферы, в которых им будет интересно развиваться и прилагать усилия.