Эйфелева башня

30.12.2017

Эйфелева башня является одной из самых известных достопримечательностей на планете. Она же официально признана самым посещаемым сооружением в мире, за проход на территорию которого взымается плата.
Сегодня французы в целом и парижане в частности гордятся своим «гвоздём программы». Хотя многие из родившихся в Париже ни разу не посещали Эйфелеву башню, как и многие москвичи, к примеру, ни разу не были в Кремле. Копии и изображения легендарного сооружения расходятся миллионными тиражами, и в мире практически не осталось людей, которые не знали бы, как выглядит творение архитектора Эйфеля.
Изначально вообще не планировалось, что Эйфелева башня останется в Париже навсегда. Она планировалась как сборная-разборная временная конструкция, которая должна была восславить французский конструкторский гений.
Грандиозное сооружение было построено специально к Всемирной выставке, которая проходила в Париже в 1889 г. Башня являлась воротами на выставку. Французы хотели показать, что обычные ворота на выставку могут удивить весь мир, ведь на тот момент Эйфелева башня была самым высоким сооружением на планете.
Башня была построена за 2 года и 2 месяца. Высота творения Эйфеля изначально составляла 300 м, а вес - 10 000 тонн. При этом, вопреки заблуждению, башня не черная и не металлического цвета - она выкрашена в особый, запатентованный цвет, именуемый "коричневый эйфелевый". «Железная дама» противостоит разрушающему действию времени благодаря 57 тоннам краски, которые необходимо обновлять каждые 7 лет.
При возведении башни французские власти не учли, что могут столкнуться с проблемами. Протесты начались уже в тот момент, когда правительство сделало окончательный выбор, отказав нескольким кандидатам и остановившись на проекте известного инженера и архитектора Гюстава Эйфеля. Им понравилась высокая башня из металла, опирающаяся на четыре громадные "ноги".Увидев опубликованный в газетах проект и узнав, каких размеров будет сооружение, парижане пришли в ужас. Тут же было написано открытое письмо, под которым поставили свои подписи многие известные жители французской столицы, включая Эмиля Золя, Шарля Гарнье и Александра Дюма-младшего. Они писали:
«Мы, писатели, художники, скульпторы, архитекторы и любители красоты Парижа, искренне выражаем наше возмущение во имя защиты французского стиля, архитектуры и истории, против нецелесообразной и ужасной Эйфелевой башни».
Многие в тот момент считали, что такое грандиозное сооружение испортит весь вид и просто-таки изуродует город. Протесты не прекращались на протяжении всего времени строительства башни. Критики в газетах называли башню: срамом Парижа, самым высоким фонарным столбом в мире, железным монстром, скелетом колокольни, неуклюжим скелетом, недостроенной фабричной трубой, грилем в виде колокольни, решетом в виде свечи и многими другими неприятными эпитетами.
Больше всех усердствовал известный и авторитетный писатель Ги де Мопассан. Он просто возненавидел эту «тощую пирамиду из металлических лестниц», этот «громадный уродливый и тощий скелет». Многие спрашивали его, почему, испытывая такую сильную неприязнь к башне, он каждый день приходит и завтракает в ресторане, расположенном на втором этаже Эйфелевой башни. Ги каждый раз отвечал, что делает это из эстетических побуждений, ведь ресторан на втором этаже башни — «это единственное место во всём Париже, откуда не видно этого уродства».
Очередная волна ненависти пришлась на 1925 год, когда башня уже успела значительно поистрепаться и требовала капитального ремонта. Многие утверждали, что цена сноса этой конструкции будет гораздо ниже той, что придётся заплатить за реконструкцию.
Но на тот момент в народе уже появилось огромное количество поклонников Эйфелевой башни, которую ежегодно посещали миллионы туристов. Уже далеко не все парижане хотели от неё избавляться. Поэтому шла оживлённая дискуссия, в том числе и в прессе.
Одну из статей об этом и прочитал прибывший в Париж американский авантюрист Виктор Люстиг. Он быстро смекнул, как можно заработать на этом споре и на этих слухах о возможном сносе Эйфелевой башни. Он разослал письмо с приглашением на встречу сразу нескольким представителям металлообрабатывающих компаний. Подписался же Люстиг как генеральный директор министерства почты и телеграфии, ведь к тому моменту башня уже начала использоваться как радиоантенна.
На встрече Люстиг объявил металлургам, что правительство собирается снести башню и подыскивает компанию, которая сможет выполнить крупный правительственный контракт по переработке металла, из которого изготовлена башня. Он попросил всех собеседников держать эту информацию в строжайшей тайне, чтобы не вызвать народных протестов.
Естественно, такой серьёзный заказ мечтали заполучить все бизнесмены города, хоть как-то связанные с металлообработкой. Они передали Люстигу записку с ценой, за которую готовы выполнить необходимые работы. Аферист же выбрал не того, который назвал самую низкую цену, а того, кто выглядел наиболее заинтересованным. В частном разговоре с ним он намекнул на своё не самое высокое жалование, дав понять, что судьба заказа будет зависеть от «отката». В ответ на это бизнесмен тут же наличными выдал Люстигу значительную сумму, на чём они ударили по рукам и подписали все бумаги.
После этого Люстиг быстро уехал в Австрию, а бизнесмен, естественно, остался ни с чем. История не получила огласки. Поэтому Виктор решил провернуть тот же трюк ещё раз. Но тогда он чуть не попался на афере и вынужден был бежать в США.
Интересно, что во время немецкой оккупации Парижа привод лифта башни внезапно был повреждён прямо перед самым приездом Адольфа Гитлера в 1940 г. Восстановить привод тогда было невозможно. Посещая Париж, Гитлер так и не смог попасть наверх.
В августе 1944-го, когда союзники приближались к Парижу, Гитлер приказал, чтобы генерал-полковник Дитрих фон Хольтиц, военный комендант округа Большого Парижа и начальник гарнизона, уничтожил башню наряду с остальными городскими достопримечательностями. Но фон Хольтиц не повиновался приказу.
В сентябре 2017 г. самая узнаваемая и фотографируемая достопримечательность Франции приняла 300-миллионного гостя.