Крестное знамение в «чужом» храме.

05.01.2018

#мелочиархиерейскойжизни

Мои не слишком воцерковленные, но православные знакомые и родственники, которые в последнее время получили реальную возможность путешествовать по миру чаще всего задают мне как старокатолическо-лютеранскому архиерею один вопрос: «Вот мы, к примеру, православные. Ежели мы, к примеру, в Риме заходим в католический собор или в Германии в лютеранскую кирху, и вдруг нам захочется перекреститься (ну то есть совершить крестное знамение), то как это сделать, чтобы нам тут же не устроили варфоломеевскую ночь вкупе с сожжением еретиков?»

Я обычно отвечаю, что гость может осенять себя крестным знамением в католическом или лютеранском храме, как ему угодно. И даже можно не осенять себя никак! В нормальных приходах никто этому не придаст никакого значения. Во всяком случае такого клана как «церковные бабки», которые все знают лучше священника и епископа, на Западе не существует. Вернее, он существует, но в абсолютном большинстве случаев «знает своё место» и к посетителям-туристам не пристает, предпочитая портить кровь постоянным членам прихода.

Однако знать кое-что из культуры крестного знамения все же нужно.

Богу не важно, как вы сложили пальцы. Богу важно состояние вашего сердца. Если оно полно искреннего покаяния и сожаления о грехах, то любое крестное знамение будет знаком вашего молитвенного состояния.

Крестное знамение в истории Церкви принимало различные формы. Древнейший вид такого знамения — крестообразно сложенные на груди руки. С этим жестом шли на смерть первохристианские мученики. Символ и начертание Креста мы встречаем в древних катакомбах. Сам Апостол Павел порицая отступников из галатийских церквей писал: «О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?» (К Галатам 3:1)

Тертуллиан писал в третьем веке: «Мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, возжигая светильник, одеваясь, ложась спать, садясь за какое-либо занятие».

Крестное знамение — один из древнейших христианских молитвенных жестов наряду с воздеянием рук.

Разумеется, у каждого вида крестного знамения есть и свой богословский смысл. Т.е. крестное знамение — это не только молитвенный жест, это ещё и выражение некой богословской истины!

Довольно рано христиане стали осенять себя знаком креста. С древнейших времён известны нам два таких способа.

Один из них полностью вымер и ныне уже не встречается практически нигде. Это осенение себя плотно сжатыми пальцами рук — кулаком. В знак твердости веры.

Этот вид крестного знамения совершался так: кулаком правой руки человек символически чертил крест у себя на груди. Этот знак являл собой рудимент крестообразно сложенных на груди рук и покаянного биения себя в грудь. Этот жест, кстати, сохранился в литургической форме покаянного обряда Западных Церквей при возгласе «Моя вина! Моя вина! Моя великая вина!» или «mea culpa, mea culpa, mea maxima culpa!»)

Второй древнейший вид крестного знамения совершался одним пальцем — в знак веры в Единого Бога.

Причём это был большой палец правой руки, которым человек символически чертил крест на лбу.

Когда-то так осеняли себя крестным знамением повсеместно на территории Римской Империи — и в Риме и в Византии.

В наши дни этот вид крестного знамения сохранился в Западных Церквах в виде священнического благословения для тех, кто не причащается (ну или в некоторых других случаях) — священник символически рисует большим пальцем руки крест на лбу прихожанина. Этот же жест сохранился во время миропомазания, только большой палец в таком случае священник обмакивает в священное миро.

А также все прихожане и священники символически осеняют большим пальцем правой руки свой лоб, губы и левую часть груди (сердце) перед чтением Евангелия на Мессе.

Но более всего сегодня «популярны» три вида крестного знамения, которое символически накладывает крест на «всего человека», когда рука последовательно касается лба (благословляется ум), живота (благословляется «внутренность», т.е. внутренний мир человека) и плеч (благословляется «крепость», т.е. физическая сила человека, ведь на плечах человек носит тяжести, поэтому плечи — символ силы). При этом на Западе сначала касаются левого плеча, а затем правого. На Востоке — наоборот, сначала правого, затем левого плеча. Символика, кстати, одинакова. Идея такая: на грядущем Суде погибшие грешники будут стоять по левую сторону от Христа, а спасённые — по правую.

Идея крестного знамения — символический переход с левой стороны на правую, т.е. из состояния погибших в стан спасённых. Только христиане Востока представляют себя стоящими лицом ко Христу, поэтому их правое плечо — это «слева от Христа». И они «переводят» себя слева направо. А христиане Запада представляют себя стоящими за Христом и со Христом, поэтому их левое плечо «совпадает» с левой стороной Христа, а правое — с правой. Но и те и другие знаменуют переход слева направо — из погибели к спасению!

При этом на Западе принято касаться лба, живота и плеч пятью сжатыми пальцами (в память о пяти ранах Христа — две раны от гвоздей в руках, две раны от гвоздей в ногах и рана в боку от копья).

Таким же образом, пятью пальцами, подняв ладонь строго вверх, крестообразно благословляет паству и священник в Западных церквах.

На Востоке же более «популярны» крестные знамения под видами двоеперстия и троеперстия.

Обычно разница между ними ассоциируется с церковным расколом 17 века, разделившим православную церковь в России на старообрядцев и «никониан».

При этом богословское наполнение двоеперстного и троеперстного крестного знамения весьма богато.

При двоеперстном знамении средний и указательный пальцы складываются вместе, указывая на единство Божественной и человеческой природ во Христе. Средний палец (знаменующий Божественную природу Христа) как бы склоняется, чтобы стать вровень с указательным пальцем (знаменующим человеческую природу Христа). Это богословие Кенозиса (https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Кенозис). А большой, безымянный и мизинец прижимаются друг к другу, знаменуя триединство Ипостасей в Боге. Отец, Сын и Дух Святой.

В троеперстном же знамении эти символы меняются местами. Указательный, большой и средний пальцы складываются вместе в «щепоть», знаменую единство Отца, Сына и Святого Духа. А безымянный палец и мизинец знаменуют богочеловечество Христа.

На первый взгляд кажется, что разницы никакой нет. Не всем понятна суть спора, разгоревшегося в 17 веке. Но если уж придираться к богословской точности символики, то двоеперстие ближе передают суть христианской идеи. Ведь при двоеперстном знамении крест начертан двумя пальцами, т.е. символически на Кресте оказывается Богочеловек Иисус Христос. А при троеперстном знамении на Кресте оказывается Троица, что неверно, ибо ни Отец, ни Дух Святой не были распяты на Кресте. «Распинали» Отца и Духа Святого только древние еретики — монархиане, их ещё называли патрипассианами (отцестрадальцами). https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Патрипассиане

Однако это не значит, что современные православные, знаменующиеся троеперстным крестным знамением, исповедуют древнюю ересь патрипассианства. Ведь в крестном знамении участвует вся ладонь, все пальцы, поэтому неразумно вносить расколы и разделения из-за педантичного и фарисейского толкования символики. Главное, что и старообрядцы и «новообрядцы» совершенно правильно исповедуют и догмат о Троице и догмат о Богочеловечестве Христа.

Ну и наконец последний вид крестного знамения, принятый на Востоке — именословное перстосложение. Этим видом благословляет только архиерей или священник свою паству, символически складывая пальцы в виде монограммы имени Иисуса Христа — IC XC.

Или так...

В принципе, это все, что нужно знать о символике и культуре крестного знамения в различных христианских культурах в наши дни.

Все эти виды крестных знамений абсолютно «легитимны» и приемлемы.

Не поручусь, что вас никто не осудит, если вы в русском православном (особенно в старообрядческом храме) осените себя пятью пальцами слева направо. У России, как известно, особенная стать. :)

Однако, оказавшись в католическом или лютеранском храме на Западе или в России, вы можете смело использовать любое из вышеперечисленных крестных знамений (кроме, разумеется, именословного перстосложение, которым имеет право благословлять только священник или епископ).

Главное, чтобы молилась и богословствовала не только ваша рука, но и ваши ум и сердце!

И тогда всё у вас будет хорошо!

***