Нагота во время крещения. Хорошо или плохо?

4 January 2018

Крещение полным погружением — древняя практика Церкви. С этим спорить нельзя. Хотя Священное Писание прямо не описывает нам, каким способом происходит крещение, но Дидахе (документ 1 века) прямо описывает древнюю практику.

Что же [касается] крещения, крестите так: сказавши предварительно все это, крестите во Имя Отца и Сына и Святого Духа в воде живой. Если же не имеешь воды живой, в иной воде крести, если же не можешь в холодной — в теплой. Если же не имеешь ни той, ни другой, возлей на голову трижды во Имя Отца и Сына и Святого Духа.

За всю свою жизнь, я крестил довольно много раз. И погружением, и обливанием.

И хотя с богословской точки зрения крещение погружением более правильно, всё же я предпочитаю крестить обливанием. Во-первых, потому что баптистерия своего мы не имеем, а крестить в мирских бассейнах и банях — дорого и как-то неблагоговейно... :) Но во-вторых, мне кажется, что с точки зрения современной эстетики это всё же лучше.

Те, кто много рассуждает о том, как благолепно крестился Спаситель в водах Иордана были бы немало фраппированы этим зрелищем.

Дело-то в том, что Иоанново крещение — это ни что иное, как иудейская миква (омовение), наполненное новым богословским смыслом. А миква совершалась в голом виде и практически на 100% можно быть уверенными, что Христос был наг, когда крестился...

Обратите внимание на знаменитую картину Иванова:

Нагота во время крещения. Хорошо или плохо?

Художник ведь собирал информацию о древних еврейских омовениях, крещениях и правдиво показал, что крещённые вылезают из воды голыми, утираются и одеваются на берегу...

Древнейшие иконы, похоже, тоже изображали крестящегося Христа совершенно голым. Только позже Спасителю стали пририсовывать набедренную повязку...

Нагота во время крещения. Хорошо или плохо?
Нагота во время крещения. Хорошо или плохо?
Нагота во время крещения. Хорошо или плохо?
Нагота во время крещения. Хорошо или плохо?
Нагота во время крещения. Хорошо или плохо?
Нагота во время крещения. Хорошо или плохо?
Нагота во время крещения. Хорошо или плохо?
Нагота во время крещения. Хорошо или плохо?

Разумеется, культура и отношение к наготе в древности были иными. Но в наш век, когда культ эроса опошляет даже самые святые действа, нужно позаботиться и о благочестивом облике наших обрядов.

То, что ранняя церковь крестила погружением в баптистериях голых людей видно из многочисленных косвенных свидетельств. Например, из института диаконисс, которые крестили женщин, если мужчины-пастыри или мужчины-дьяконы стеснялись...

Я уже как-то писал, как в 6 веке святой Конан из Пентаклы вынужден был крестить зажмурившись (очень слаб был до женского пола).

Евреи по поводу миквы в голом виде даже множество "присособлений" придумали:

Человеку, чьи половые органы обнажены, запрещается молиться. Поэтому тот, кто находится в микве (ритуальном водоеме) в голом виде и не имеет времени одеться и затем прочитать молитву в установленное время, может молиться непосредственно в микве при условии, что его половые органы находятся под водой. Ученики спросили: что толку даже если он находится по горло в воде, так, что одни только глаза снаружи – ведь его грудь и сердце под водой и таким образом сердце "созерцает" наготу, ибо между ним и половыми органами нет никакой преграды (по этой самой причине хасиды опоясываются перед молитвой гартлем – пояском, отделяющим сердце от половых органов, а литваки довольствуются обычным ремнем в брюках или верхней пуговицей брюк)!
Ученикам ответили: разрешение молится в микве в голом виде относится лишь к водоему, вода в котором грязная и непрозрачная, так что сердцу не удается "созерцать" половые органы. Ученики сразу же перешли к вопросу о том, дозволено ли пятке "созерцать" половые органы, в частности, может ли человек молиться если на нем надет халат, но нет нижнего белья. Талмуд пришел к следующему выводу: молиться в такой ситуации (то есть если пятка "созерцает" половые органы) разрешается, однако если пятка непосредственно касается половых органов, молиться запрещено.
(Вавилонский Талмуд, трактат Берахот 25б)

Сейчас, кстати, у евреев женщина желающая совершить гиюр (принятие иудаизма) должна соврешить микву в присутствии трёх свидетелей-мужчин (женщина не может быть свидетелем). Правда в наши дни, женщина совершает часто две миквы, одну в голом виде в присутствии женщины, потом в халате в присутствии мужчин.

Надо сказать, что в древности к наготе относились проще, чем сейчас, а одежды были дороги, поэтому не всегда можно было переодеться в сухое, просто за неимением сухого.

Сегодня обряд крещения погружением связан с массой неудобств в виде то прозрачных и мокрых облегающих балахонов (поэтому на выходящих из воды нередко накидывают ещё и сухие плотные покрывала), вечная эта возня с переодеваниями и т.д.

Поэтому с точки зрения эстетики, полное погружение, конечно, менее выигрышно и удобно. Хотя, повторюсь, полное погружение — это норма для крещения, всё же обливание и кропление тоже допустимо, при этом оно гораздо удобней, красивей и практичней.

Не всё, что в древности было нормой в смысле благолепия, нынче столь же эстетично.

Так что я за обливание!