Мифическое существо Сюндю

В  Национальной библиотеке Карелии этнограф, старший научный сотрудник Института языка, литературы и истории  Константин  Кузмич Логинов рассказал  об особенностях карельских рождественских традиций. Одна из них связана со святками.

В древности (до появления христианства на этих территориях) среди финно-угорских народов существовало много языческих мифологических существ. Для людей были размыты границы между реальной повседневностью и волшебством, с помощью которого легче и понятнее было объяснить природные явления.  Духи – хозяева природы, по понятиям древних карел, вепсов, саамов могли помочь человеку, а могли и навредить. И поэтому из поколения в поколение передавались рассказы о мифических персонажах. Как их задобрить и не поссориться с ними.

Так одни существа внешне похожи на животных, другие на людей, а третьи не похожи ни на кого. Именно это и относится к Сюндю, мифическому святочному существу финно-угров.

Сюндю – это один из святочных мифических существ, который появляется на земле на 12 дней от Рождества до Крещения. Описания самого Сюндю очень разнообразны. Это и клочок шерсти животного,  и охапка сена,… Сюндю, по рассказам старожилов, мог принять образ северного сияния. В преданиях иногда Сюндю представляют с неводом вместо портянок и лодками вместо сапог. Но известно только то, что при обитании на земле в течение 12 дней , он вырастает до громадных размеров.  И страшно не поздоровится тому, кто попадет ему на пути. Поскольку в карельском языке нет понятия рода, то и Сюндю вроде, как существо  бесполое.  

В образе Сюндю переплелись разнообразные черты с христианскими наслоениями.  Сюндю «живет» на небе, как высшее небесное существо, которому поклонялись в древности карелы, вепсы, саамы,… Существовали поверья, что, например, хлебцы, испеченные в честь Сюндю, оберегают от молнии летом.

Интересно, что «выныривает» Сюндю из проруби, а вот постоянное место жительства имеет, по поверию,  на небе. И сей «небожитель», попадая в святочное время на землю, помогает людям узнать будущее. И цель появления его на земле это и есть предсказание будущего. В карельской святочной мифологии есть запреты, которые необходимо выполнять. Например, нельзя в святочные дни мыть полы, пилить дрова(рубить можно), нельзя выливать на улицу грязную воду, выносить мусор и золу, чтобы не запачкать дорогу, по которой может пойти Сюндю. Финно-угры считали, что время Сюндю – это «чистое» время. Так же запреты касались и ухода за животными, нельзя было стричь овец, дабы никого из домашних «не выстричь» из дома. . Помимо общих запретов на многие виды работ упоминаются и такие: передвигаясь в вечернее и утреннее время по улице, следует как можно меньше пользоваться огнем для освещения, не­льзя ничего трогать в хлеву и брать воду из проруби в темное время. Все сны в эти дни были особо знаменательны. Нельзя в это время прясть, поскольку в это время нить становится как-бы символической «нитью жизни», которую прядут в это  святочное время домашние духи, ведающие судьбой человека. Нельзя спорить, ругаться, грешить. Как покажешь себя в это время, так и жить будешь в будущем.  Интересно, что на это время приходилось и пора девичьих гостеваний у родственников. Только девушкам в гостях  разрешалось рукодельничать. Считалось, что святой дух Сюндю придет узнать об умении невест прясть, вышивать и ткать.

А в день, когда «слушали», то есть гадали, надо было вести себя чинно, без смеха и веселья. Количество человек, которое должно было гадать, обязательно нечетное число. Гадающие часто вокруг обводили себя кругом, как оберегом. Гадание происходило и на перекрестках дорог  и у проруби,…

Кому что прислышится, что привидится: кто услышит, что зерно просеивают, это значит богатым быть,  кто услышит, что кто-то идет,  и откуда звук слышится, то  туда и замуж или жена с той стороны у парня будет.

Святочного духа Сюндю,  почитали и к нему обращались за покровительством.

 PS В районах Карелии этого духа представляли по-разному. То это Святочная хозяйка и Крещенская старуха (Баба Виерестя), то это мифическое существо Сюндю , и даже  Крещенская черная свинья, которой пугали детей. Но обычаи были похожими. Чтобы задобрить святочного духа, жителям республики требовалось испечь хлеб и положить на стол до Крещения. А чтобы проводить святочного духа Сюндю восвояси, требовалось испечь пироги и блины.