Уроки мемологии. Как создаются мемы

Пикчер рассказывает, как создаются смешные картинки.

В общем смысле мемом может считаться любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов.

Сегодня, говоря слово мем, мы часто подразумеваем более узкое значение слова – смешную картинку в интернете.

Смешные картинки – очень популярный тип контента. Если ты сидишь в интернете ты сталкиваешься с ними каждый день множество раз.

Большая часть картинок стихийно создается случайными пользователями. Но поскольку хороший контент дает трафик, а трафик дает деньги, появились люди, целенаправленно занятые производством смешных картинок.

Сформировалась новая профессия – пикчер. Пикчер – это человек который рисует мемы для тематического сообщества, либо подбирает подходящие картинки из существующих.

Мне тоже довелось работать пикчером. Приходилось производить несколько картинок в день, которые должны быть смешными. Естественно, созданию мемов и чувству юмора нигде не учат, а системной информации по вопросам создания мемов нет. Поэтому мне пришлось двигаться интуитивно.

Приобретя некоторый опыт в создании мемов, мне бы хотелось систематизировать накопленную информацию, и возможно, создать одно из первых руководств по производству мемов.

Ретроспектива

Для того, что бы понять, как создаются мемы, нам нужно понять их историю.

В интернете я начал сидеть где-то в середине нулевых, еще до массового распространения социальных сетей. Первый тип смешной картинки, с которым мне довелось столкнуться – это демотиваторы.

Пытался найти что то забавное.
Пытался найти что то забавное.

Суть демотиватора проста – картинка вставляется в черную рамочку, а внизу добавляется «демотивирующая» подпись, которая должна добавить картинке новый, неожиданный смысл. В конце своего существования демотиваторы превратились просто в картинки с подписями.

Сегодня демотиваторы мало кому кажутся смешными, а визуальная составляющая вызывает отторжение. Но для своего времени это было достаточно актуально и злободневно.

Судьба демотиватора развивалась по классическому для мема сценарию. Ступени жизни мема можно выделить следующим образом:

1. Рождение

2. Рассвет

3. Вариативность

4. Скатывание в говно

5. Забвение.

Мем рождается, попадает в интернет и становится медиавирусом. После того, как все посмеялись с оригинала, начинают появляется вариации. В случае с демотиватором – это так называемые «мотиваторы» и двойные демотиваторы. Затем происходит скатывание – сотни подражателей пытаются создать мем такой же смешной как оригниал, но получается только говно. В этот момент мем окончательно скатился и всем надоел. Затем приходит забвение – мем просто забывают.

Адвайсы

Следующим витком развития смешных картинок стали адвайсы.

Тон задала картинка «advice dog», милая собака советчица, которая предлагала воровать и убивать. Мем быстро перешел в стадию вариативности – появилась куча персонажей, каждый со своими особенностями. Пингвин социопат, филосораптор, жаба холостяк и другие.

Давайте попробуем разобраться с этим типом мемов поподробнее, и понять, почему они были смешными.

1. Знакомая ситуация

Первое, на что обращает внимание человек - картинка эдвайса, шаблон, который сразу дает нам понять, о каком типе ситуации пойдет речь.

2. Погружение (Или зачин)

Следующим этапом мы читаем надпись вверху, которая выступает в роли зачина. Она погружает нас в ситуацию.

3. Развязка

Затем мы читаем нижнюю фразу. Она выступает в роли развязки, неожиданной для нас. Из за этого картинка кажется нам смешной.

Этот базовый юмористический принцип на котором строятся многие анекдоты. Изначально анекдот это короткая фольклорная история с неожиданной развязкой. Можно говорить о том, что в таком типе мема используется анекдотический принцип.

Это лишь один из приемов, используемый в юморе и мемах, однако если вы попробуете проанлизировать современные мемы, вы поймете, что многие из них строятся на этом принципе.

Паралельно с эдвайсами появляется еще один тип мемов – мемы категории trollface.

Эту категорию можно разделить на два подтипа

-Рекации

-FFUU комиксы.

Problem, officer?
Problem, officer?

Помимо тролфейса, появилось множество других персонажей, соответсвующих различным ситуациям: forever alone, fuck yeah и.т.д
Все эти картинки стали использоваться в переписках и комментариях в качестве реакций на какие то события. Здесь мы можем говорить о зарождении такого явления как НОВЫЕ СМАЙЛИКИ.

Естественно, человеческому общению быстро стало тесно в небольшом количестве персонажей и соотвественно небольшом количестве рекаций. Поэтму реакции быстро трансформировались – они стали представляться кадрами из фильмов и сериалов, с соответсвующими реакциями актеров.

FFUU-комиксы представляли собой по сути более сложный формат анекдотического принципа. Важным моментом здесь было то, что финал, оказывался как раз заранее известным, а интерес и юмор несла в себе ситуация которая привела к этому финалу.

Каноничный ффуу-комикс
Каноничный ффуу-комикс

Сложные мемы.

Сложные мемы строятся они на тех же юмористических принципах. Из-за их многообразия сложно выделить строгую классификацию.

6-7 лет назад во время формирования мемной культуры, я учился в 10 классе. Мне пришла в голову идея создать свой паблик и делать мемы.

Тогда были популярны «пацанские цитатники» с «правильными мыслями» . Кто то придумал делать на них пародии – где пацанским цитатам добавлялся совершенно другой смысл, с помощью изображений.

Здесь можно выделить еще один прием, который мы уже встречали раньше – «демотивация» или в более широком смысле «контраст». Контраст текста и изображения, либо контраст частей изображения, которые дополняя друг друга рождают новый, смешной смысл.

Меня тогда очень забавляло то, что куча мужских цитатников используют актера Джейсона Стетема в качестве идеала мужественности, и подставляют его фотки ко всем «мужским мыслям». Я решил начать шутить на этот счет, и создал паблик «Мысли Стетхема» (Тогда как раз были популярны различные паблики в стиле Мыслей Кого-либо)

Первая картинка которую я сделал:

Картинка зашла по тем временам неплохо, и в итоге набрала несколько сотен лайков. Здесь используется такой юмористический прием, который я бы назвал «Злободневность». Говоришь в ироничной манере о том, что многих бесит.

По тем временам я делал относительно смешные мемы, многие из которых правда не сохранились.

Стетхам как персонаж мемов успешно дожил до наших дней. Я думаю, что я первый, кто начал использовать его образ, ну либо один из первых. И в значительной степени поспособствовал его мемефикаци.

Новогодний мем в конце 2017:

Мем созданный мной 6-7 лет назад:

Можно видеть, что несмотря на огромный для интернета срок, суть мема практически не поменялась

Стетхем + абсурдная фраза.

Здесь выделяется еще один прием – абсурд.

Рецепт прост – совмещаем несовместимое, создаем что то настолько нелепое и абсурдное, что от этого становится смешно.

Еще один прием, схожий с абсурдом – гротеск или гиперболизация.

На этом приеме построился целый тип мемов, условно можно его назвать вторая волна ffffuuu-комиксов.

Под конец своего существования, ффуу-комиксы скатились в полное говно, с абсолютно нелепыми ситуациям. А поскольку рисовали их часто школьники, то там была еще и куча грамматических ошибок. Берем это, усиливаем в несколько раз, доводя до абсурда – и вуаля, получаем новый мем. Иногда к куче ошибок и тупому сюжету добавлялась еще и нарочно ужасная рисовка.

Подвиды современных мемов

Не смторя на то, что современные мемы однозначно классифицировать сложно, несколько базовых шаблонов выделить можно. Некоторые из них являются еще и приемами создания мемов.

1. Противопоставление.

Cамый простой пример Х- курильщика и Х-здорового человека. Сравниваются две любые вещи, при этом одна из них правильная и кошерная, а другая совершенно не правильная. За счет противопоставления, и совмещения не очень совместимых вещей получается юмор. Вариантов у этого мема множество.

2. Степени сравнинения

Сюда попадают мемы по типу «супермозг». Здесь предластавляется несколько степений какого то явления. Используется прием - доведение до абсурда

3. Фотожабы

Набирающие популярность фотожабы представляют собой самые интересные варианты смешных картинок, используются различные юмористические приемы.

Когда учился в школе, сделал себе обложку для  дневника. Пример фотожабы.
Когда учился в школе, сделал себе обложку для дневника. Пример фотожабы.

4. Новые комиксы

Принцип – точно такой же как у ффу-комиксов, только другая, лучшая прорисовка, и больше ассортимент ситуаций.

В завершении мне был хотелось попытаться вывести некую формулу, или правило, следуя которому можно создать смешной мем.

Ассоциация с ситуацией – выбор вида мема – выбор юмористического приема – создание.

Что бы создавть смешные мемы необходимо иметь насмотренность. В определенной ситуации у вас возникает ассоциация этой ситуации с каким-либо мемом. Затем вы выбирает актуальный вид мема, подходящий под эту ситуацию. Исходя из вида мема у вас появляется выбор из нескольких юмористических приемов. Понимая как они работают, вы строите шутку. Мем создан.

Если статья была вам полезна - можете подогреть автора переводом.