Мои первые проданные отпечатки

первые деньги за продажу отпечатков
первые деньги за продажу отпечатков

Жизнь в творческом вакууме позволила мне сосредоточиться на искусстве. Я познавал искусство фотографии, оттачивал мастерство владения камерой и прокачивал технику. Я посещал музеи, галереи и выставки. Всё это позволило мне стать, не побоюсь этого слова, настоящим автором, но к реальной жизни применить полученные знания оказалось нелегкой задачей. В реальной жизни нужно оттачивать не только само искусство, но и искусство продавать его. Мой недавний опыт продажи отпечатков лишь подтвердил это.

Дело в том, что ты можешь быть очень крутым специалистом. Ты можешь создавать очень крутые проекты, но если об этом никто не узнает, то какого с этого толк? С другой стороны ты можешь быть обычным бомбилой. Бомбилы могут успешно продавать всякого рода мусор, неплохо при этом себя чувствовать, но далеко они не уедут. Само по себе изучение ремесла дело нужное и сложное, но одним опытом сыт не будешь.

Я могу похвастаться выставками, книгами, крупными проектами, но с точки зрения коммерческого успеха я полный ноль. Чтобы получить хоть какой-то опыт в этом деле было решено объявить о продаже отпечатков с моей фотовыставки «В Осаке – пить!». И то, что значит решено... Это произошло чисто случайно. Если бы не толчок со стороны самих людей в желании приобрести фотографию я бы их так и снял со стен, а затем убрал в долгий ящик. Но дело сдвинулось с мертвой точки. Сама стратегия была проста, потому что я люблю простые решения. У меня небыло фиксированных цен, не было ограничений. Люди сами определяли сколько они готовы дать денег за картинку, а я таким образом получил возможность прощупать почву. Результаты меня не то чтобы шокировали, но получились довольно интересными.

Такого понятия как арт-рынок фотографии в России нет. Есть отдельные авторы, есть какие-то отдельные кураторы, но говорить о чем-то целом нельзя. У нас даже сама культура фотографии выше фототехники не прыгает, поэтому и иллюзий на этот счет у меня не было. Первый снимок я продал аж за 500 рублей, два последующих за оскорбительные стольники. Небольшая серия ушла сестре по 300 за штуку. Самая дорогая продажа случилась за 750 рублей за снимок. Продано было их два по такой цене. Общий итог составил сумму порядка 5 000 рублей и к этому результату можно относиться по-разному. Я лично понял, почему фотография, как искусство, должно быть высокодоходным продуктом.

С точки зрения трудозатрат, времени, материалов… Давайте не будем об этом! Любая фотовыставка и любая фотокнига без должного пиара и стратегии продаж это всегда финансовые издержки. Мои коллеги смеются надо мной и говорят, что надо было продавать дороже. Почему эти коллеги не поддержали меня рублем – вопрос. На этот вопрос можно было бы ответить, мол, у нас самих снимков хватает, куда нам твои? И в этом будем вся соль. Фотография, как форма искусства, в наших умах не ассоциируется с объектом культурного наследия. Легкодоступность фотографии обесценила сам отпечаток в этом отношении. Но это одна чаша весов.

С точки зрения возвращения средств эта небольшая сумма позволила купить мне новые ботинки, а ещё, дала возможность отправить часть отпечатков непосредственно в Осаку. В места, где они были сделаны. Для меня не было целью продать отпечатки дорого или в количестве. Сделать людей чуточку счастливее, дав им возможность насладиться настоящим искусством, уже дорогого стоит. Да, я мог бы продавать отпечатки дороже, но кто их тогда купит? Я неизвестный автор и не предлагал людям понты. Они были проданы по честной цене, по цене ниже постера из IKEA, но цене, которую люди были готовы отдать именно за наслаждение образом на бумаге. Они не жадные, просто, вот, так устроен мир. Люди купившие у меня фотографии не видели никаких волшебных технологий, для них не имело ценности, то, что снимок был сделан в темной комнате на баритовую бумагу. Ценностью обладал сам снимок. Это важно. Любая же новая финансовая струйка позволит мне чуть легче реализовывать свои проекты. Это тоже очень важно.