История Петербургского метрополитена

30.12.2017

  • История Петербургского метро

    На сегодняшний день сложно себе представить современный мегаполис без метро. В Великобритании, например, это один из символов Лондона. В России метрополитен есть в семи городах: Москве, Казани, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Самаре, Новосибирске и Санкт-Петербурге, о котором пойдет речь дальше.

    Сейчас в Петербурге метро часто стало местом возможных терактов и не удивительно, ведь в метро ежедневно ездят более 2 миллионов людей, а это почти половина населения Санкт-Петербурга. Так же Петербургское метро является самым глубоким в мире, а по уровню загруженности стоит на 12-м месте. В России Северная столица стала вторым городом, в котором появилось метро, но с чего же всё начиналось? Ведь именно в этом городе зародилась идея всего российского метрополитена.

    В конце далёкого XIX века в тогда ещё столице Российской империи, Санкт-Петербурге, впервые стали задумываться о постройке подземной железной дороги. За эту идею взялись серьезно. В газетах вовсю шумели споры, политики обсуждали выгодность, а инженеры продумывали проекты застройки. И это несмотря на то, что в России ещё даже не появились электрические трамваи, которые уже колесили в главных столицах Европы: в Берлине, Лондоне и Париже.

    Но даже не это стало причиной того, что до революции метро так и не появилось в России. Основной причиной тому стало банальное нежелание компаний отдавать проект конкуренту. К тому же вмешались и городские власти и идея окончательно рухнула.

    Тем не менее, пока ещё шли горячие споры, кто и как будет застраивать, появлялись различные идеи, где и для чего собственно строить метрополитен. Изначальная идея, которая в итоге дожила до своего воплощения, пережив даже российскую монархию, это проект от представителей Балтийской железной дороги, выдвинутый в 1889 году. В нём предлагалось соединить все столичные вокзалы веткой подземного транспорта. Это был вполне перспективный и рабочий проект особенно для быстрорастущего промышленного города. Интерес рос, появлялись новые идеи и проекты. Доходило даже до того, что находились желающие осушить часть городских рек и по освободившимся каналам пустить транспорт! В Городской думе об этом долго шли дебаты и к счастью пришли к разумному выводу, что такое делать не стоит. В 1898 году предложен проект, который позже стал наравне с Балтийским и был использован при строительстве метро уже в СССР. Это был проект инженера Балинского, предлагавшего создать разветвлённую сеть метро с кольцевой и центральным вокзалом. Стоимость строительства оценивалось в 190 миллионов рублей, но при этом доход мог составить до 2 миллионов рублей в первый же месяцы использования. И вот казалось бы столичному метро быть, но...

    Но в 1903 году Николай II вместе с Городской думой, учитывая факт отсутствия электрических трамваев, сочли нужным отклонить проект. Позже было уже не до этого. Уже в следующем 1904 году началась русско-японская война, в 1905 вспыхнула революция, окончившаяся только в 1907 году. К тому же близилась Первая мировая и политическая обстановка в Европе постоянно на это намекала.

    В итоге Великую войну Российская империя не пережила. В ходе 1917 года рухнула многовековая монархия и началась долгая Гражданская война, которая длилась больше пяти лет. Пришедшие к власти большевики столицей своего нового государства выбрали Москву и все дореволюционные проекты стали примерять теперь уже на ней, а не на «колыбели революции» Ленинграде. Планы по строительству в Москве стали осуществляться как только кончилась Гражданская война, но денег в послевоенной стране на это не нашлось и уже готовый немецкий проект так и остался на бумаге. Только в 1935 году, за пару лет построенная ветка метро открылось в Москве, став первой в истории России. В Ленинграде об этом стали думать только после постройки второй московской линии в 1938 году. Но было уже поздно. Вскоре Европа погрязла во Второй мировой войне, в Россию вторглись немцы, а Ленинград был взят в блокаду.

    После опустошительной войны в Ленинграде стали возобновлять строительство, начатое ещё 39-м году. Правда тогда успели толькозаготовить
  • шахты, но и те пострадали в ходе немецких обстрелов. Но это лишь немного поменяло планировку путей, в остальном же изменений не произошло. Трасса была поделена на два участка: один вёл с Выборгской стороны к Финляндскому вокзалу, второй Площадь Восстания с Нарвской заставой. В целом метро должно было связать между собой все пять вокзалов города. В ходе стройки многие считали, что в болотистых землях города на Неве метро возводить слишком опасно. Пробы грунта доказали, что можно, но только если строить глубоко. Строительство шло 8 лет, с 1947 по 1955 год.

    В последующие года шла активная застройка новыми линиями и станциями. К моменту распада СССР насчитывалось 4 линии и 54 станции. К 1992 году велось строительство 14 станций, учитывая, что в среднем на строительство станции уходило около 5-6 лет, строительство должно было закончится к 1997 году. В 1994 году даже были планы об удвоении петербургского метрополитена за 10 лет, но в итоге сдано в работу было в 10 раз меньше запланированного. Последние станции были открыты в 2012 году, следующие по планам должны будут быть открыты к 2018 году. Это пять новых станций: «Шушары», «Проспект Славы», «Дунайская» на фиолетовой ветке и «Новокрестовская» и «Беговая» на зелёной. В этом же году закроют на ремонт станцию «Академическая». В 2019 году на ремонт отправится «Маяковская» и будет частично закрыта «Удельная».