Интервью с Нагвалем про правильное развитие в ArcheAge

08.01.2018

Всем добрый день! Сегодня у нас в гостях один из самых успешных игроков рускоязычной версии ArcheAge, построивший свою собственную экономическую модель игры, способную обходиться полностью без доната — Нагваль. Для удобства мы построим наш разговор в форме интервью (вопрос-ответ).

Беседовал: Stedman

Скажи, как тебе вообще пришла в голову идея прийти в проект ArcheAge? Видимо, были предпосылки, скажем — игровой опыт в других MMORPG?

До ArcheAge я некоторое время играл в Aion. Но бесконечные и не самые удачные обновления от разработчиков, политика локализаторов в плане доната, довели эту игру до плачевного состояния, из-за чего я не видел смысла больше тратить на неё время. К этому моменту как раз начался ОБТ ArcheAge, вот я и решил сменить проект, попробовать что-то новое.

Сколько тебе понабилось времени, чтобы адаптироваться к игровым условиям и прийти к своей модели заработка игровой валюты?

Как я уже сказал, играть я начал со старта ОБТ. А со своим текущим способом заработка игровой валюты я окончательно определился примерно полтора года назад. Тогда ещё до конца не было ясно, можно ли заводить несколько аккаунтов, все боялись, что за такое могут забанить. А когда представители Mail.Ru в лице комьюнити-менеджеров сказали, что можно, тогда я и решил создать твинк-аккаунты с целью заработка золота. Сначала создал один аккаунт, чтобы посмотреть, как буду справляться, сколько на это понадобится времени и так далее. Постепенно, раз в 2 месяца, добавлял ещё по одному аккаунту. На текущий момент у меня 5 твинк-аккаунтов с оплаченными премиумами, и один основной, то есть всего получается шесть. На этом количестве я решил остановиться. Этого способа заработка золота мне вполне хватает, чтобы комфортно чувствовать себя в игре, не тратя при этом огромного количества свободного времени и не вливая реальных средств в игру.

Донатил ли ты в игру и сколько?

Основная часть доната была на старте ОБТ и до слияния серверов. Тогда я закупился пугалами в игровом магазине и сделал топовый на тот момент трактор. Периодически чуть-чуть тратился на банки очков работы, которые либо продавал на аукционе, либо тратил на крафт. Конкретного способа заработка золота тогда у меня не было.

Ты играешь непрерывно? Может, были временные передышки (месяц или больше), когда ты уходил из игры?

Из игры не уходил. Обычно, если игра надоедает, делаю перерывы на неделю-две, иногда заходя в игру чисто слить очки работы на что-нибудь и получить плюшки по календарю.

Чего удалось достигнуть за всё время, проведённое в игре? Удалось ли попасть в топ-100 игроков своего сервера по экипировке? Сколько золота заработано и сколько потрачено?

В топ-100 не попадал ни разу, да и цели такой не преследовал. Сейчас рейтинг экипировки у меня 6640. Общая стоимость всей моей экипировки где-то в районе 200-250к. За всё время золота заработано очень много, точных цифр, конечно же, назвать не смогу, так как не вёл учёта. Но очень много было потрачено на игры с рандомом (заточка, крафт, гравировка и прочие сливы золота в унитаз).

Расскажи немного о своей недвижимости. Сколько зданий и огородов у тебя на данный момент и во что это обошлось? И как итог — какую сумму в месяц приносит твоя бизнес-модель игры?

На текущий момент у меня 8 пугал 24х24, 1 дом с лабораторией 24х24, 1 дом земледельца. Во сколько обошлось — трудно сказать, так как всё это получалось не в один момент. Три «шоповских» пугала, которые я купил давно уже, остальные часть делал сам твинками по квестам, часть купил у других игроков (цену точно не помню, в районе 600-800 голды за пугало 24х24). Сколько сейчас всё это мне приносит в месяц, точно сказать так же не могу, не считал. На глаз, приблизительно 30-35к голды в месяц. Бывает больше, бывает меньше.

Многие не могут понять — как? Как ты зарабатываешь столько и ещё успеваешь уделять время реальной жизни. Наверняка процентов 80 игроков, знакомых с твоим каналом на YouTube, почти уверены в том, что ты настолько хардовый игрок, что проводишь по 15 часов в игре. Сколько на самом деле ты уделяешь в день игре?

В игре существует множество способов заработка золота. И кто бы что ни говорил, самый экономичный по времени это твинководство. Распространённое заблуждение, что твинки отнимают большое количество свободного времени. По факту же, я неоднократно доказывал обратное на своём YouTube-канале. Непосредственно на «обработку» всех твинков трачу от 40 минут до часа в день (зайти в игру, слить очки работы). Ещё 30-40 минут может уйти на основном персонаже, чтобы заготовить ресурсы для твинков на следующий день. Грубо говоря, в день на зарабатывание золота я трачу до полутора часов. Как видите, на «реальную» жизнь остаётся ещё 22 часа 30 минут, так что проблем с этим нет. Естественно, в игре я не только ради зарабатывания золота, иногда на различные игровые активности могу залипнуть ещё на 2-3 часа.

Видел твой ролик «Воспитание рандомов». Ты действительно считаешь, что рандомов можно воспитать? По-моему, подавляющие их большинство — это люди ни к чему не стремящиеся и не способные к обучению. Многие из них бросают игру после первого же месяца. Ты не считаешь, что твоё время будет потрачено попусту?

Для начала, я бы уточнил, кого понимать под словом «рандомы». По сути, я и сам являюсь таким же рандомом, так как у меня нет ни конст-пати, ни топ-гильдии и так далее. Я соло-игрок, играю в своё удовольствие. Каждый играет как умеет, и научить всех и сразу делать всё как надо, естественно, невозможно. Но заставить приложить хоть чуточку усилий во имя общей цели, я думаю, вполне реально. Просто иногда люди сильно привыкают, что вместо них всю работу делают несколько особо активных игроков, а сами просто хвостиком сзади бегают. И вот когда этих «особо активных» игроков рядом нет, случаются настолько позорные фэйлы.

Ты состоишь в игровой формации под названием «семья»?

Семья у меня есть, но в этой семье только я и мои твинки. Так что по факту нет.

Как ты относишься к гильдиям и фракциям? Способны ли они приносить пользу такому игроку как ты, и что немаловажно — готов ли ты приносить им пользу в ответ? Знаешь секреты создания и управления успешными гильдиями и фракциями?

Сложная тема, в двух словах всё своё отношение к этой теме изложить сложно. Я соло-игрок. Я далёк от гильдий и фракций, никогда не понимал, зачем люди с абсолютно разными интересами собираются в одной гильдии и изолируют себя от других гильдий своей же фракции, считая их потенциальными врагами.

Если хотите вместе ходить на какую-то игровую активность постоянно, то что мешает ходить туда, находясь в разных гильдиях? Неужели надпись под ником это настолько непреодолимое препятствие на пути к совместной игре? Можно подумать, что вступая в гильдию ты принимаешь присягу, даёшь клятву верности и подписываешь официальные документы, и не дай бог где-то что-то нарушить... Как по мне, так гильдия это не более чем надпись под ником. Основную твою принадлежность к той или иной стороне определяет фракция, в которой ты состоишь. Создавая персонажа, ты выбираешь сторону, за которую будешь воевать на большей части игровых ивентов. Все, кто в твоей фракции — твои союзники, во вражеской фракции — враги. Нравятся тебе твои союзники или нет, не важно, вы на одной стороне и играть вам вместе. Здесь как в спорте. Например, футбол. Есть две команды, которые играют друг против друга и никак иначе. Тебе могут не нравиться некоторые члены твоей команды, но всё равно придётся играть вместе. Если 3-4 игрока одной команды создадут свой коллектив («гильдию») и будут играть против остальных членов своей команды, то шансы на победу в матче у этой команды стремятся к нулю. Так и в ArcheAge. Основное противостояние — это противостояние фракций, а не гильдий. Не устраивает? Для этого есть возможность создать пользовательскую фракцию со своими правилами или уйти в пираты. Поэтому я и играю за весь восток, а не за какую-то конкретную гильдию. Да, на Востоке есть не самые приятные игроки, но всё равно я готов ходить с ними на Даскшир, Кровавую росу, воевать вместе против Запада и так далее. В этом и смысл игры.

На счёт секрета создания успешной гильдии или фракции, то по-моему, тут всё просто. Нужен адекватный авторитетный лидер, способный ясно мыслить и быстро принимать решения в незнакомой ситуации, чётко отдавать команды, что нужно делать в рейдах и так далее. Таких людей мало, потому и действительно успешных гильдий в игре тоже мало.

Хотелось ли тебе создать своё конст-пати примерно из десяти человек, способное ставить перед собой самые высокие задачи? Каким ты видишь устройство подобного образования?

Желания такого нет. На это нужно уделять много времени, игра превращается в профессию. Это больше подходит киберспортивным играм, где такие затраты как минимум могут окупиться участием в турнирах.

Многие опытные игроки, давно находящиеся в проекте, постепенно теряют интерес к игре. Как ты находишь мотивацию продолжать свою игру? Не было ли желания совершить трансфер на другой сервер? Просто пофаниться, вступив в блуждающий по серверам союз бродяг под руководством Нолета, к примеру?

Интерес к игре поддерживается малым времяпровождением в этой игре. Если задротить по 10 часов в сутки, то естественно ты быстро осваиваешь весь контент, и к игре пропадает интерес. Если игра мне начинает надоедать, то я просто не захожу в игру некоторое время, пока не отвыкну от неё. Потом понемногу интерес возвращается. Бегать по серверам и фракциям мне не интересно. Хорошее фановое PvP можно найти всегда и везде, было бы желание.

Был ли у тебя печальный опыт, когда проверенные игрой и общением товарищи совершали странные поступки, и после этого ты обрывал с ними связь?

Вообще по жизни я никогда никому не доверяю на 100%, поэтому такие ситуации у меня исключены в принципе.

У некоторых людей есть небольшой фетиш — любую новинку из игрового магазина они стараются приобрести во что бы то ни стало. У тебя присутствует такой порок?

Нет. Во многом благодаря тому, что я сейчас чисто из принципа играю без доната. Но если вещь действительно нужная, то готов на неё потратиться.

Сколько времени ты планируешь оставаться в проекте? И от каких условий зависит этот срок?

Оставаться буду, пока живёт игра. Игра живёт, пока в неё играют люди. Так что окончательно и бесповоротно из игры я уйду не скоро.

За эти годы вышло много изменений — обновления выходили и выходят с завидной регулярностью. Что тебе из обновлений запомнилось, понравилось больше всего?

Наиболее запомнилось это изменение экономики в 3.0. Её перевернули с ног на голову с этой ремесленной репутацией. Не сказал бы, что это понравилось, но заставило расшевелить мозги и приспосабливаться к реалиям этого обновления. Я уже думал, что придётся распрощаться с большей частью твинков и искать другие способы заработка голды. Но всё обошлось, к новым условиям приспособился вполне неплохо.

В связи с некоторыми обновлениями, экономическая модель игры полностью менялась, и нужно было заново выстраивать свои «империи» по фарму золота. А некоторые заранее готовились к этим глобальным переменам, следя за корейской версией игры, которая опережает нашу, и таким образом зарабатывали в основном на перепродаже определённых ресурсов, чья стоимость взлетала до невиданных высот. Удавалось ли тебе заработать на этих глобальных переменах?

Были моменты, когда удавалось на этом заработать немного. Например, когда вводили нового РБ Корвуса, не многие знали, насколько ценны будут мерцающие осколки. Я узнал заранее и закупился приличным количеством по низкой цене. Когда ввели нового РБ, эти осколки выросли в цене до 10 раз. Тогда навариться получилось весьма неплохо.

В обновлении 3.5 очень много изменений, особенно касательно крафта предметов экипировки. Согласен ли ты с мнением большинства, что этот вид крафта по сути «убили», и если раньше он приносил неплохой доход, то теперь стал убыточен?

До 3.5 я практически не занимался крафтом экипировки, поэтому сходу сложно сказать убили или нет. У меня было несколько попыток скрафтить себе эрнардские сапоги мудреца, в итоге я ушёл в минус и мне пришлось купить готовые на аукционе. Так что лично для меня крафт стал доступнее, получить нужную тебе вешь стало проще. Крафт убили разве что как способ заработка. Раньше могло повезти, можно было получить большое количество проходок и уйти в неплохой плюс, за счёт чего и заработать. Сейчас этого нет.

Вопреки ещё одному распространённому мнению, что самым прибыльным занятием в игре является перевозка паков, ты этим не занимаешься. Причина состоит в том, что на паки будет уходить много времени? Или ты считаешь это скучным занятием?

Если судить по профиту перевода очков работы в золото, то паки действительно один из самых прибыльных способов заработка голды. Но так же один из самых затратных по времени. Там так же нужно привлекать твинков, для заготовки ресурсов и крафта паков. Нужны пугала в правильных местах. Нужен болид для перевозки паков по труднопроходимым маршрутам. Плюс всегда есть желающие сдать твои паки вместо тебя. Для меня это всё слишком сложно, долго и нудно. Крафт расходок твинками гораздо проще и спокойнее.

В обновлении 3.5 появились новые виды паков, назовём их условно т2. При приблизительных подсчётах показалось, что делать и возить т2 не выгодно (в том числе и паки на уголь) по сравнению с обычными паками. Основной аргумент — на них тратятся очки работы, которые можно с тем же успехом потратить на обычные паки и получить большую выгоду. То же мнение и о фермерских навесах. Слишком долго их нужно ждать и если большая часть из того, что требуется на их изготовление, куплена, то они теряют профит в сравнении с обычными. Что думаешь по этому поводу?

На счёт паков на уголь, они невыгодны, только если судить по старой цене на уголь, когда он продавался по 0,9 серебра за штуку. Сейчас же цена на него постоянно растёт, поэтому со временем всё должно нормализоваться. Так или иначе, сейчас возле факторий я постоянно наблюдаю шхуны, которые забивают паками с факторий и возят на другой материк, либо трактора забитые паками на уголь. Так что перевозка паков живёт и процветает, нужно лишь адаптироваться к новым условиям. На счёт фермерских навесов полностью согласен. Их имеет смысл возить только из самых дальних локаций, и то, только если большую часть ресурсов для их крафта добываешь сам.

Появился новый вид экипировки — скайпнир. Готов ли ты пробовать свои силы в новой гонке вооружений? Насколько я знаю, корейцы отнеслись довольно холодно в своё время к этому нововведению, в связи с чем разработчикам даже пришлось понижать планку для получения этих предметов.

Я не гонюсь за рейтингом экипировки, одеваю персонажа не спеша. Как правило, это позволяет одеться в актуальный шмот дешевле, чем сразу после его появления в игре. Из новинок сейчас в планах сделать только эфенский боевой посох. Вся остальная экипировка на моём персонаже меня полностью устраивает.

Ютуберы, выкладывающие свой контент по игре Архейдж, довольно часто не стараются нести информативность, которая позволит игрокам стать на правильный путь и начать зарабатывать золото. Основная часть каналов — непрерывные аренки под музыку и без. Остальные — попытка рассмотреть некоторые виды заработка, но всё довольно сильно разбавлено «водой» (ненужными и неинтересными размышлениями. В связи с этим назрело сразу несколько вопросов. Сразу выскажу личное субъективное мнение — считаю твой канал одним из самых толковым среди русскоязычных кналов по игре. Очень кратко и доходчиво разъяснить всё до мелочей в течение нескольких минут дано не каждому. Вопрос первый — о чьём канале ты можешь сказать, что он как минимум не хуже, чем твой. И второй — не было ли желания полностью изменить свой контент на канале и добавить больше развлекательного?

На первый вопрос могу в пример привести канал МаТТ"а. В плане информативности и полезности вполне хороший канал. Единственная проблема, регулярно выпускать качественный контент очень сложно, возможно, потому там видео выходят очень редко. Раньше ещё был канал FelixGame. Вот это яркий пример того, как нужно делать действительно качественный контент. И опять же, он очень редко делает видео всё по той же причине, недостаток свободного времени и неокупаемость времени, потраченного на создание контента. На второй вопрос отвечу «нет». Я человек с математическим складом ума, люблю когда всё чётко, ясно, логично и понятно. По жизни я увлекаюсь программированием, периодически подрабатываю на этом. Могу сутками сидеть за одной программой, пока не доведу её до логического завершения. И всё просто потому, что нравится. А контент в стиле «чё там сегодня поржать на ютубчике» меня давно уже не интересует, потому и самому создавать подобное желания нет.

Ты всегда всё расписываешь до мелочей — как, что и куда. Не боишься конкуренции со стороны своих зрителей, которые начнут зарабатывать по твоему методу и как следствие понижать цены на крафт расходки?

Нет. Я всегда учитываю фактор возможной конкуренции, потому когда на своём канале я показываю, как конкретно я сам зарабатываю голду, я не оговариваю некоторых моментов. Важные моменты, которые могли бы убить мой способ заработка, я оставляю за кадром. Это либо связано с тем, как правильно вести себя, торгуя на аукционе, либо какие-то дополнительные способы заработка, о которых чем меньше народу знает, тем лучше.

Часто, когда выкладывается актуальная и интересная информация по игровым вопросам, позволяющая «нубам» сразу же воспользоваться моментом и начать зарабатывать или просто разбираться в игровой механике, появляется очень много негативных отзывов. Но, судя по твоему контенту, ты не боишься всегда говорить людям правду и раскрывать секреты игры, ведь так?

Бывают случаи, когда «посвящённые» люди пытаются монополизировать какой-то контент, держа в секрете информацию, которая была бы полезна всем. В итоге большинство игроков вынуждены обходить стороной актуальный и интересный контент. Чаще всего это касается тактики фарма каких-либо РБ, прохождения данжей и так далее. Я считаю, что подобный контент должен быть доступен для всех, и если человек по каким-то причинам не может разобраться сам, я всегда рад помочь.

Исключение — способы заработка голды. Как я уже говорил в прошлом вопросе, иногда появляются способы, которые приносят доход только тогда, когда о них мало кто знает. В этих случаях я стараюсь не афишировать подобную информацию.

На этом, пожалуй, я больше не буду мучить тебя своими вопросами. Очень рад, что ты нашёл время для интервью, был рад общению, и хочу пожелать тебе от своего имени и от портала GoHa.Ru оставаться тем же Нагвалем, которого мы прекрасно знаем и ценим, а твоему каналу — небывалого роста подписчиков и огромного количества лайков!

Вам так же спасибо за проявленный интерес, это первое в моей жизни подобное интервью, и самому было интересно в нём поучаствовать.

На фоне этого интервью может сложиться впечатление, что ничего кроме огородов меня в этой игре не интересует, и полностью обошли стороной тему PvP, которое, по сути, и держит меня в этой игре (как и подавляющее большинство остальных игроков).

В целом выскажу своё мнение о PvP в этой игре. Обилие классов, механика боя и практически полное отсутствие баланса между классами, явно не делает эту игру киберспортивной дисциплиной. Так что PvP 1 на 1 меня в этой игре вообще никак не привлекает, особенно в рамках арены.

Я сам уже долгое время играю за класс Летописец, меня он полностью устраивает как в PvE, так и в PvP. В бою 1 на 1 за Летописца играть очень сложно, мало контролей, мало антиконтролей, плюс ещё и камертон понерфили в обнове 3.5. Против классов ближнего боя практически нет шансов на победу. Единственная возможность победить — убить противника до того, как он до тебя добежит. Благо дамаг позволяет. Поэтому основной интерес в этой игре у меня сложился к массовому PvP-контенту. И как раз в массовом PvP Летописец чувствует себя вполне комфортно.

Но основная проблема этой игры в том, что толковое массовое PvP есть только в топовых фракциях на топовых серверах. А как я уже говорил раньше, я не сторонник состоять в гильдии и ходить на праймы как на работу. Меня интересует свободное, общедоступное командное спортивное PvP. Когда есть возможность собраться своей командой, пусть даже из рандомов, и выступить против команды противника, ну всё как в нормальном спорте. И вот из всего контента в игре, подобные условия сложились только на ивентах «Битва в ущелье Кровавой росы» и «Битва за Даскшир». Кровавую росу я обычно не посещаю, так как по большему счёту PvP там вообще ничего не решает, победить там можно и другими путями. Остаётся только Даскшир. Но и его в этом обновлении практически уничтожили, отвязав время проведения от реального времени. Так что радуемся тому, что есть, изредка попадая на нормальный Даскшир.

Исходя из моего стиля игры, я и собрал себе экипировку, наиболее подходящую под такие условия: массовое PvP в рандом-рейдах. Хоть мой класс и классифицируется как чистый DD, у меня слишком большой уклон в выживаемость, что позволяет мне более агрессивно действовать во время PvP, зачастую выходя на первую линию, впитывая большое количество урона и выживая при этом. Ну и как показала практика, наносимый мною урон практически не пострадал, так что я считаю свою сборку эквипа вполне адекватной. Также, я собрал себе дополнительную экипировку: 4 части Анталлона эпохи чудес и костюм со статами на выживаемость. Когда вижу, что рейду явно не хватает танка, и лишний Тактик будет куда полезнее лишнего Летописца, то я меняю класс и стараюсь приносить максимум пользы рейду. Правда, опыт игры за Тактика у меня относительно не большой, поэтому не всегда удаётся действовать максимально эффективно.

Чего не хватает этой игре для полного счастья? Межсерверных командных арен, с возможностью входить своим составом, и получать за участие достойную награду. Свободных массовых PvP-ивентов, наподобие того же Даскшира, где игроки собирались бы на PvP чисто со спортивным интересом. Даже ту же арену 5 на 5 и «битву двенадцати» можно было бы оживить, ограничив количество входов в день, но существенно увеличив награду, ради которой можно было бы выложиться на все сто. Но это уже моё субъективное мнение.