Убойный пиар

27 October 2019

Фотография с защиты мною диплома — 1975 год
Фотография с защиты мною диплома — 1975 год

Рассказ из моей книги — "По морю памяти"!

В институте у меня была проблема с пропусками занятий, за что меня даже несколько раз хотели отчислить. Однако, так как в институте на первом месте стоит не посещаемость, а успеваемость, то отличника как-то было не с руки исключать за пропуски занятий — это как двоечника держать в институте, за то, что у него нет пропусков.

Заметил одну странность. Когда учился в институте, проблемой была вписать в зачетку фамилии преподавателей, так как к ним обращались по имени и отчеству, а вот теперь по прошествии сорока лет, фамилии помню, а имена и отчества улетучились — старость! В этом рассказе имена и фамилии изменять не буду.

Факультет мой был энергетический, а специальность - «Сети и Системы». Лекции читал прекрасный педагог и столь же прекрасный человек — Курцикидзе (имя отчество - пошло на ум), а практические занятия с нового учебного года стал вести его бывший любимый ученик — кандидат наук Зивзивадзе. Прошел где-то месяц, а я на практических занятиях еще и не появлялся. И вот как-то Ира Царегородцева мне и говорит:

– Юра, ты что ненормальный? Мы два раза в неделю пишем на практических контрольные, а ты вообще еще на занятиях не появлялся! Зивзивадзе сказал, что если ты не придешь на следующую контрольную, то он исключит тебя из списка группы, а без его оценки Курцикидзе не допустит до экзамена.
Как оказалось все, что проходила группа за неделю теоретически, Зивзивадзе проверял дважды в неделю на практических занятиях, проводя контрольные работы, где решались задачи на тему того, что прошли в теории.

На следующий день, после такого ультиматума, необходимо было идти на практические, и как раз в тот же день должна бала быть контрольная.
Вся проблема упиралась в то, что я пропускал не только практические занятия, но и теоретические. Конспектов почти ни по одному предмету не вел — зачем, если у меня был такой почерк, что через неделю без дешифровки прочесть записи, практически было невозможно. Так вот подготовиться к контрольной мне было сложно, так как своего конспекта не было, а однокурсники свои конспекты не дали бы, так как сами готовились. Надо было еще самим заготовить шпаргалки.

Но я нашел прекрасный выход из создавшейся ситуации, которая сыграла для меня просто неоценимую роль в дальнейшем. В энергетике есть вещи, которые как не считай, а они в принципе давно известны, например, при каком напряжении появляется на проводе корона, или при какой температуре происходит оледенение проводов, ну и всякое подобное. Дело в том, что по контрольным работам Зивзивадзе выяснял не то, при каком напряжении появлялась обычно корона, а знание студентом формул расчета, и множество всяких промежуточных подводных камней. Так что многие не успевали решить за 2 часа занятий, 3-4 поставленные задачи.

На следующий день, когда я появился на практических занятиях, по аудитории прошлась как бы осязаемая волна — "что-то сейчас будет". И гром грянул.
Зивзивадзе пододвинул первый стол вплотную к кафедре, проверил, что внутри все пусто, мою сумку положил к себе на кафедру и посадил меня одного. Затем обвел аудиторию взглядом и произнес:

– На этом занятии я вам покажу, как те, кому лень посещать теоретические и практические занятия наживают себе умственный геморрой!
Потом прошел по рядам и раздал всем листы с заданием. Затем взял стул, стоявший у кафедры, сел в метре от моего стола, сложил руки на груди и обратился ко мне:

– Молодой человек, надеюсь, вам все понятно, у вас вопросы есть?
– Вы так говорите, как будто сегодняшняя контрольная устроена специально для меня. Мне сказали, что вы расстраиваетесь, когда я не прихожу на занятия, вот я и пришел.
С этими словами я залез во внутренний карман пиджака и… достал небольшой зеленый пенал, из которого извлек — логарифмическую линейку.

Логарифмическая линейка — картинка из сети
Логарифмическая линейка — картинка из сети

Зивзивадзе сидел с непроницаемым лицом, но я чувствовал, как он весь напрягся не понимая смысла происходящего маскарада. В задачах не было никаких сложных математических вычислений и в помине, одна рутинная арифметика, но в большом количестве.
Зивзивадзе не понимал, что все его приготовления были мышиной возней и что как только я вынул линейку — он проиграл.

Я выписывал на листе контрольной, сначала все данные, потом общую формулу, кто в институте не знает "закон Ома", а уж затем начинался театр! Минут пять я усердно махал перед носом опешившего кандидата наук линейкой, шепча что-то себе под нос и на каком-то клочке бумаги выписывая каракули полученных "промежуточных значений". Потом, вытерев платком пот с лица, аккуратно, как только мог, выводил на выданном листе с заданием— ответ: "примерно 242,6 киловольта".
А "примерно", мои дорогие, потому что я считал, вернее делал вид, что считал, на линейке и результат естественно "получался с погрешностью". Весь фокус был в том, как я писал выше, ответы, с долей погрешности, были известны заранее.

Через 20 минут, я встал и протянул преподавателю лист с четырьмя решенными задачами. Главное, что все ответы, в радиусе погрешности были верны, как дважды два!

– Вот я решил, можно мне идти?
– Зивзивадзе готов был ко всему! Он ожидал, что я буду стараться вынуть шпаргалки как Кио из любого места и тут был бы им пойман. Он был готов к тому, что у меня заболит зуб, живот, поднимется давление или на крайний случай даже случится инфаркт. Но удара ниже пояса в виде логарифмической линейки, он не ожидал.
Пока я забирал свою сумку с его кафедры и шел через аудиторию к выходу, услышал:

– Я обещал вам умственный геморрой, так получите и распишитесь! Человек не ходил ни на теоретические, ни на практические занятия, не пользовался как вы ни конспектами, ни шпаргалками, а достав из кармана логарифмическую линейку показал как нужно решать за 20 минут те же задачи, что вы не можете решать за два часа.
Я торжествуя уже подходил к двери, как вдруг:

– Якунин, подождите.
Я остановился, зная, что так феерично сцена закончиться по закону жанра не могла. Внутренне сжавшись, я ожидал от кандидата наук ответной каверзы и долго ждать, не пришлось:

– Спасибо Юрий, я понял, что вам нет необходимости посещать практические занятия, считайте, что у вас в зачетке стоит отлично! До свиданья.
Потом я узнал, что Зивзивадзе, поделился своими впечатлениями с Курцикидзе. И когда, в дальнейшем приходил на теоретические занятия, то постоянно ощущал на себе пристально призывный взгляд лектора, как бы требующий от меня подтвердить ну хотя бы кивком головы, что я с ним согласен.
С тех пор, на экзаменах я билет не тянул, так как четверка у меня уже была автоматом. На пятерку же я должен был ответить на один из его "каверзных" вопросов, а уж каверзные вопросы я знал все!

Ну и напоследок я даже не буду вам говорить, кто из всего курса писал спец диплом, думаю всем и так ясно.

Как умножать и делить числа с помощью логарифмической линейки?

Не забывайте ПОДПИСАТЬСЯ на канал и поставить лайк!

Юрий Якунин