Министерство культуры ожидает роста турпотока по расширенному маршруту Золотого кольца

Министерство культуры объявило о начале приема заявок от городов, желающих войти в состав брендового маршрута «Золотое кольцо России».

По словам заместителя министра культуры Аллы Маниловой, крайне важным условием существования проекта станет его стандартизация. За образец была взята система включения городов во всемирный список наследия ЮНЕСКО с ее жестким отбором претендентов. Г-жа Манилова отметила, что туристы доверяют оценке этой организации и с интересом посещают города, где появляется памятник под охраной ЮНЕСКО. «У нас уже создан Совет по стандартизации маршрута, в который вошли мэры, эксперты и представители туротрасли. Предполагается, что в год Золотое кольцо будет пополняться одним городом. Мы рассчитываем, что принадлежность к бренду поможет увеличить турпоток в эти города», – считает заместитель министра.

Рабочую группу внутри совета возглавил председатель комитета по вопросам образования, культуры и туризм Московской областной думы Олег Рожнов. По его словам, эксперты группы исходили из ключевого посыла, что в Золотое кольцо могут входить только древние города православной Руси, сохранившие историческую застройку и памятники культуры. Также учитывается наличие развитой инфраструктуры и высокий уровень обслуживания туристов.

Всего утверждено пять групп критериев, которых совет будет строго придерживаться: историко-культурная, рекреационно-развлекательная, инфраструктурная, туристско-информационная и транспортно-логистическая.

Мэр Ярославля Владимир Слепцов считает, что, к примеру, Углич – достойный кандидат на включение в Золотое кольцо. По его мнению, войти в брендовый маршрут – это честь для любого города, но придется побороться. «В 2012 году в Ярославле был создан союз городов Золотого кольца, у нас работает и штаб-квартира проекта. Все восемь городов маршрута дополняют друг друга, а не конкурируют», – полагает г-н Слепцов.

В частности, в Ярославле работает паспортный стол, где выдают туристические паспорта, действующие по всему маршруту, местные ТИЦ проставляют туристам печать о посещении. Такой документ дает право на скидки в гостиницах, музеях, ресторанах городов Золотого кольца. «Минкультуры сейчас разрабатывает для союза сайт в едином стиле, на нем будет собрана вся информация о проекте», – уточнил мэр.

Первый заместитель председателя Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) Артем Демидов напомнил: автор идеи Золотого кольца журналист Юрий Бычков утверждал, что без поддержки ВООПИК маршрут не пережил бы своей газетной популярности. В 1993 году ВООПИК зарегистрировал товарный знак «Золотое кольцо России». «Мы преследуем серьезную цель – вовлечь наших граждан в сохранение исторического наследия страны, а у иностранных туристов сформировать имидж России как государства, которое ценит свою великую историю и культурное наследие», – подчеркнул г-н Демидов.

Как заметила вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Ольга Санаева, вначале турбизнес «нервно» отреагировал на новость о расширении устоявшегося маршрута. «Но позже мы поняли, что инициатива министерства культуры несет позитивные перемены для отрасли. Самое главное – это стандартизация Золотого кольца. Сегодня города маршрута сильно различаются и по инфраструктуре, и по информационному насыщению, а стандартизация повысит качество турпродукта, что для нас крайне важно. Например, Иваново и Кострома, входящие в Золотое кольцо, сильно проигрывают Ярославлю по состоянию объектов показа, гостиничной сети и т.д. Им придется подтягиваться к стандартам бренда», – уверена г-жа Санаева.

Вторым важным моментом она считает продвижение маршрута, которое возможно, по большому счету, только вместе с государством и регионами. По мнению вице-президента РСТ, пять миллионов туристов, которые приняли эти восемь городов в 2017 году – очень мало для Золотого кольца. Вес бренда намного солиднее, но его должна подкреплять соответствующая инфраструктура, способная принять большие турпотоки.

Г-н Слепцов также упомянул о гастрономическом потенциале городов Золотого кольца. К примеру, только в Ярославской области новогодние ярмарки посетили свыше 50 тысяч человек, из них 20 тысяч – туристы из других регионов, а также иностранцы.

Алла Манилова сообщила, что министерство завершает работу над концепцией федеральной целевой программы развития внутреннего и въездного туризма в России на 2019–2025 гг. В программе, среди прочего, предусмотрены не только нынешние механизмы финансирования, когда за счет бюджетных средств создается подводящая инфраструктура, но и методы поддержки инвесторов, желающих вложиться в российский туризм.

Как рассказала RATA-news Ольга Санаева, сейчас иностранным бизнесменам не всегда понятна инвестиционная «упаковка» проекта, регионы должны ее тщательно подготовить. «Предприниматели должны понимать, какая земля, инженерная инфраструктура уже есть и что еще надо сделать. И важно, чтобы в этих городах все инфраструктурные проекты были согласованы, имели общий план», – подчеркнула она.

Эксперт делает ставку на Углич и Коломну, не исключая, что оба города могут пополнить список маршрута в этом году. Также неплохие шансы у Мурома и Ельца, да и у многих других исторических городов. «Теперь уже не так важно, чтобы новые города буквально входили в кольцевой маршрут, ведь Золотое кольцо – это уже концепция», – считает Ольга Санаева.

Наталья Панферова, RATA-new