Найти в Дзене
Классическая ГИТАРА

Charles Mokotoff, интервью

Оглавление

Классическая гитара, путеводитель по каналу

Американский гитарист Charles Mokotoff, бакалавр и магистр в области гитарного исполнительства Syracuse University и Ithaca College, работал на факультетах многочисленных колледжей и университетов в Нью-Йорке и Новой Англии в качестве преподавателя классической гитары и лютни. До того, как обосноваться в Washington, округ Колумбия, в 1991 году, Charles Mokotoff жил в Новой Англии, где был активным гитаристом и лютнистом. В течение этого периода его карьера завершилась двумя дальневосточными турами и хорошо принятым дебютом в New York City в Carnegie Hall в 1987 году.

Charles Mokotoff вернулся к гитаре после долгого перерыва и сделал ремастеринг старой записи 1986 года, выпустив свой первый альбом Autumn Elegy спустя 22 года, в 2008 году. В настоящее время он занимается классической гитарой как хобби, постоянно выступая с концертами.

По материалам интервью.

Как вы начали играть? Вы начали с классической гитары?

Наверное, я начинал, как все — играл на электрогитаре в рок-группе, довольно рано, примерно в 13 или 14 лет. Я продолжал это вплоть до колледжа, играя в одной не слишком великой группе за другой. Когда я попал в колледж в 17 лет, я встретил кое-кого, кто играл на классической гитаре, вот и всё. Она играла "6 Lute Pieces Of The Renaissance" Chilesotti... и я был полностью в восторге от этого. Я где-то взял классическую гитару и просто подключился. К счастью для меня, в моей области был фантастический учитель, который много лет проработал с Yepes. Она была очень строгой со мной и заложила основу для моего дальнейшего обучения.

У меня было огромное желание заниматься. Я просто продолжал совершенствоваться, и моя семья очень поддерживала меня. Это всё было довольно сюрреалистично, когда я оглядываюсь назад — на годы учебы в колледже, аспирантуру и успешную карьеру — потому что примерно в 15 лет я ощутимо потерял слух. Но я просто надел некоторые шоры, проигнорировал кажущуюся бесполезность и продолжал это.

Я учился у Edward Flower в Ithaca, а также у Carlos Bonell в London. Затем я продолжил изучение старинной лютневой музыки, среди прочего, у Paul O’Dette. Но моим настоящим наставником был Michael Lorimer, который показал мне, что значит быть профессионалом. Он очень хорошо знает гитару, музыку и бизнес и практикует способ обучения, который не похож на способ любого другого учителя, которого я когда-либо видел, в любой дисциплине.

Вы только что выпустили новый альбом, расскажите немного об этом. Ваш недавно выпущенный альбом записывался в 1986 году?

В 1987 году я дебютировал в Нью-Йорке в Карнеги-холл, но до этого много работал в Новой Англии, а также за рубежом. Когда я вернулся с тура на Дальнем Востоке, я понял, что мне просто нужно сделать запись. Мы записали треки для CD Autumn Elegy летом 1986 года в церкви в Harvard Yard в Cambridge. Мы записывались ночью, чтобы воспользоваться отличной акустикой, при этом минимизировав окружающий снаружи шум. Занимаясь этим примерно неделю, я узнал, что такое ночная смена!

Но, по разным причинам, под давлением постоянных выступлений, преподавания и надвигающегося дебюта в Нью-Йорке, запись так и не попала на компакт-диск. Тогда всё было намного сложнее, поэтому она просто томилась в моём шкафу.

Мой хороший друг Scott Kritzer предложил сделать ремастеринг у Bernie Grundman. Разница "до" и "после" в этой записи была просто потрясающей. Когда я услышал, что он смог сделать, я, наконец, перекинул мяч через финишную черту после всех этих лет и выпустил этот компакт-диск всего несколько недель назад.

Вы были активным исполнителем уже несколько десятилетий... Что изменилось в мире классической гитары? Сегодня это тот же самый мир, каким он был 15 лет назад?

На самом деле он не совсем такой же. Примерно в 1993 году я просто повесил трубку. Получил работу в IT-мире и основал семью. Я достаточно надолго распрощался с гитарой. Это был период размышлений и самоанализа для меня. Я свободно говорил на американском языке жестов и встретил много увлекательных людей, как глухих, так и слышащих. Но однажды, прямо в какой-то конкретный день, я почувствовал, что мне нужно сыграть Andante Largo Op.5 #5 Фернандо Сора. Я не мог выкинуть это из головы. Я вынул свою старую концертную гитару из того же самого шкафа, тот же самый инструмент, на котором я записал свой компакт-диск и сделал все свои концерты, и начал снова играть. Это продолжалось около месяца, и всё быстро возвращалось.

Это было около 3 лет назад, и с тех пор я практикуюсь каждый день. Я делаю много небольших выступлений в области штата Вашингтон, и немного полных концертов. В этом сезоне я сыграл концерт с местным оркестром и дал несколько концертов в области. Один концерт в Чикаго в июне этого года проходит под эгидой William Coble, композитора замечательного гитарного соло, Autumn Elegy. Я продолжаю заниматься и, во многом, звучу лучше, чем когда-либо.

2009 год — это совсем другой мир для гитаристов, и я могу подвести итог одним словом: "Интернет". Когда я делал своё дело в 80-х, мне приходилось посылать напечатанные листы бумаги с моим PR, фото и кассетами. Затем вести переговоры по крайней мере час (или два дня) по телефону. Теперь всё это делает единственный URL-адрес — вы отправляете пару электронных писем, и контакт состоялся. Конечно, нет ничего проще, чтобы получить выступление, но, по крайней мере, благодаря большому количеству контактов, которые вы можете сделать, шансы ещё значительно увеличиваются. Недостатком всего этого является то, что многие исполнители, возможно, больше работают на сайтах и в паблисити, нежели чем собственно на гитаре, что конечно не может быть слишком хорошо. Но в общем, я ошеломлён огромным количеством гитаристов, многие из которых вполне достойны. Вы можете услышать их всех, зайдя на YouTube, что, должно быть — одно из чудес света... Это может занять слишком много времени, если вы не будете осторожны!

Ещё одна вещь, которая зачаровывает меня на этот раз — это сама гитара. В то время я был верен одной гитаре в течение 15 лет и более, а теперь за три года я купил и продал немало. За эти несколько коротких лет у меня уже были или ещё есть гитары Delarue, Bernabe, два разных Humphrey, а моя нынешняя любовь — инструмент Andrea Tacchi. У меня также есть гитара на заказ от Ross Gutmeier, очень талантливого лютье из Балтимора, и я уверен, что мы будем слышать о нём больше в будущем.

Каково было возвращаться на гитару после такого длительного перерыва? Что вам пришлось сделать, чтобы вернуться на прежний уровень?

Возвращение к гитаре после долгого перерыва было сложным. В целом этом было переосмысление музыки, мои руки, казалось, двигались, как всегда, только немного медленнее, но я не помню ничего, что надо играть. Чтение с листа вернулось, конечно, но я схватился за гаммы, арпеджио, звукоизвлечение, легато, и всё остальное. Всё это вернулось быстрее, чем я мог себе представить.

Главный момент был более психологическим — то есть я технически уже не профессиональный гитарист, ничего себе, это весело! Но я просто делал это — потому что хотел, а не потому, что мне это было нужно или необходимо. Было много других хобби, которые я мог бы себе представить, но с моим образованием и многолетним опытом раньше, почему бы не насладиться собой с гитарой?

Было несколько целых концертов, которые я провёл в прошлом сезоне, и, когда я нервничал, я задавался вопросом, зачем я это делаю и так далее. На генеральной репетиции концерта, который я дал несколько месяцев назад, я вспоминаю, что думал, что, я сумасшедший? Зачем я снова это делаю? Сеговия, говоря о нервозности и опасениях перед каждым концертом, говорил, что он решил для себя, что каждый из них будет последним, а после спектакля он просто умрёт, чтобы сделать это снова. В отличие от этого, я решил, что это весело и полезно, а значит, я должен делать это. Я готовился к этим концертам по существу всю свою жизнь.

То, что я сейчас делаю, на самом деле не сильно отличается от того, что я всегда делал, но только меньше. Это ежедневные занятия, несмотря ни на что: если будет пожар или наводнение, как говорится, я потрачу на гитару не менее часа. Я написал для себя график занятий, который включает проверку, разучивание новой музыки и как минимум 15 минут технических упражнений. В некоторые хорошие дни я занимаюсь два часа, редко до трёх. Это большое отступление по сравнению со старыми днями, когда пять или шесть часов занятий были для меня довольно обычными.

Как вы отбирали пьесы для записи?

Большинство из этих треков — из моего концерта в Нью-Йорке. В то время я из кожи вон лез, чтобы не играть репертуар Сеговии. Это может быть или не быть хорошей идеей. Но когда я дебютировал, я собрал всю программу из музыки 20-го века. Я просто хотел сделать что-то отличное от других.

Например, у меня была переписка с Никитой Кошкиным до того, как он прославился, и до сих пор есть несколько его ранних работ в рукописи. Я сделал премьеру его работы "Фарфоровая башня" в 1989 году или около того, а также был первым, кто сыграл "Ашер вальс" здесь, в США (по крайней мере, он именно так сказал мне тогда). Я также широко использовал репертуар Брима и, конечно же, сыграл Walton Bagatelles и другие знаменитые произведения, которые он вывел в свет. Поэтому моя идея репертуара тогда состояла в том, чтобы играть доступную, но современную музыку для гитары, без транскрипций. Я начал с Tedesco Capriccio, потому что просто любил эту пьесу и считал, что это лучшая работа для начала CD, драматическая, лирическая, всё, что нужно в гитарном соло. Остальное просто следовало за этим. Sakura Variations — все любимые, и пьесы Rodrigo всегда интриговали меня.

Я встречался с Bill Coble в Бостоне примерно в 1981 году, я думаю, и он просто жаждал написать гитарное соло. Мы очень тесно работали над этой пьесой, он настолько силён и потрясающе талантлив, что из него просто льётся музыка. Я должен сказать, что если вы хотите разыграть некоторые свои узкие места, работайте с таким талантливым композитором, как Билл. Например: "Можете ли вы сделать эту трель примерно на 10% быстрее?" Получите идею? Я действительно хотел заставить гитару делать то, что он пытался изобразить. Это был удивительный и полезный опыт. Может быть, когда-нибудь один из нас сможет заставить его написать ещё одну пьесу!

Каковы ваши планы на будущее в мире гитары? Будете ли вы выпускать ещё записи?

На сегодня я не могу откусить больший кусок в гитарном мире; я одинокий папа с маленькими детьми и имею работу на полный рабочий день. Но я смог это очень хорошо сохранить как продвинутое хобби. Возможно, через несколько лет я смогу уделить ему больше времени. Но на данный момент это остаётся ради удовольствия, и я рад за ту практику, которую прошёл много лет назад, и которая привела к отточенной технике, которая мне очень нравится и сегодня. Я действительно звучу лучше и лучше. Существует не так уж много хорошего в том, чтобы становиться старше, но зато это естественным образом даёт способность интерпретировать музыку, основываясь на усилиях своей юности, и понимание как заниматься — и это, безусловно, замечательное свойство зрелости.

Я уже начал делать некоторые записи, готовясь к новому альбому, надеюсь, в 2009 году. Это будет скорее гитарный концертный альбом, а не конкретная эпоха или композитор. На этот раз много транскрипций!

У вас есть какие-нибудь советы для гитаристов?

Вы должны любить заниматься, я действительно с нетерпением жду возможности взять гитару в руки, и я никогда не чувствую, что это тяжёлая работа. Будьте вдохновлены великими, не только Сеговией, но и другими, например, Пабло Казальсом ("Конечно, я продолжаю играть и заниматься, я бы делал это, если бы жил еще 100 лет..."), Рубинштейном, Хейфецом и другими. Вы можете слышать и видеть этих гениев на YouTube. Я получил больше от Горовица, играющего Скарлатти, чем всё, что я слышал от гитаристов. Изучайте более отдалённые работы от нашего репертуара, но оставайтесь на связи с нашими корнями. Удивительно, что здесь, в 2008 году, многие из моей аудитории слышат, например, Легенду в первый раз! Не отбрасывайте репертуар Сеговии, есть веские причины, что эта музыка называется классикой.

Какие-нибудь мысли напоследок?

Спасибо за возможность немного рассказать миру о себе. Меня вдохновили многие замечательные музыканты и артисты, которых я встречал на протяжении всей своей жизни. Надеюсь, что я смог каким-то образом вдохновить и других на то, чтобы посвятить себя музыке и гитаре. Как сказал Брим в "Life on the Road", когда речь шла о "потоках гитарной поэзии" Сеговии: "...и это постоянное напоминание о такой теме в этом самом шумном и жесточайшем веке в истории я считаю величайшим достижением Сеговии." Удивительная возможность, что некоторые из нас должны играть музыку на гитаре, при всём, что происходит вокруг нас. Мы все извлекаем выгоду, помня, как нам повезло быть бенефициарами работы Сеговии и других великих. Эстафета была передана нам, теперь давайте посмотрим, как далеко мы сможем её продолжить.

Что-то пошло не так, и нам не удалось загрузить комментарии. Попробуйте ещё раз
Документы, вакансии и контакты