Четырёххорная гитара

14.02.2018

Продолжение статей История гитары с древнейших времён и Виуэла.

Два других предка современной гитары, которые развивались в Испании в 16-ом веке параллельно с виуэлой — это четырёх- и пятихорная гитары. Эти инструменты стали заметными не только там, но и в других европейских странах.

Четырёххорная гитара обладала четырьмя парами двойных струн, называемыми хорами, имела десять ладов и была меньше, чем виуэла. Этот инструмент также называют ренессансной гитарой.

Интервальный состав строя этой гитары напоминал виуэлу без первого и шестого хоров. В книге Juan Bermudo "El libro primo de la declaracion de instrumentos musicales" (1549 г., Испания) обсуждаются две настройки: "temple a los viejos" (старая настройка) и "temple a los nuevos" (новая настройка). Они одинаковы в отношении первых трёх хоров, но отличаются в настройке четвёртого.

В настройке los viejos были три первых хора, настроенных на унисон, в интервальном соотношении чистой кварты от первого до второго курса, а также большой терции от второго до третьего. Естественная логика для последнего хора заключалась бы в том, чтобы его звучание было ниже третьего хора. Тем не менее, две струны, из которых состоял четвёртый хор, были настроены на расстоянии октавы друг от друга, при этом высоко звучащая струна была на кварту выше, а низко звучащая — на квинту ниже третьего хора. Октавную (высокую) струну последнего хора обычно называли requinta. Например:

f f’/ c’ c’/ e’ e’/ a’ (a’)

Настройка los nuevos отличалась от предыдущей последним хором, сохраняя при этом его октавность:

g g’/ c’ c’/ e’ e’/ a’ (a’)

Нота в круглых скобках в обеих настройках показывает, что первый хор мог иметь не две струны, а одну.

Сохранившиеся источники испанской музыки для гитары с четырьмя хорами в 16-ом веке ограничены шестью соло композитора Alonso de Mudarra, и девятью пьесами из "Orphénica lyra" композитора Miguel de Fuenlanna, хотя инструмент продолжал использоваться даже в течение 17-го века.

В Италии сохранились четыре фантазии из "Opera Intitolata Contina… Libro Decimo", лютневой книги священника Padua Cathedral, Melchior de Barbieriis, и двадцать коротких пьес в рукописи, хранящейся в библиотеке Консерватории в Брюсселе. Инструмент в Италии упоминался как "chitarra da sete corde". Еще один итальянский источник о гитаре с четырьмя хорами — "Della prattica musica vocale et instrumentali", написанный в 1601 году композитором, теоретиком и лютнистом Scipione Cerreto, который подтверждает количество ладов для инструмента как десять и представляет следующую настройку:

g’g’/d’d’/f#’f#’/b’b’

Четвёртый хор здесь состоял из струн в унисон, и он строил на чистую кварту выше третьего хора. Тип только что описанной настройки назывался "re-entrant" (реентерабельная), и такая настройка обеспечивала некоторые дополнительные резонансы (звучность) при игре.

Значительный вклад Италии в гитару произошел в связи с постепенным распространением стиля сольной песни, называемой "monody", и последующим развитием практики генерал-баса в этой стране. В этом контексте гитара использовалась для сопровождения вокальной линии. Хотя это не было чем-то новым в то время, стиль monody был проще, чем подавляющая часть полифонической музыки, которая принадлежала к репертуару, связанному с лютней и виуэлой.

Страна, которая имела самый большой и самый значительный репертуар для гитары с четырьмя хорами, была Франция. Инструмент там назывался guiterre или guiterne. Французский репертуар также был разнообразным, включающим примеры записи вокальной музыки, фантазий, песен и одного из самых представительных элементов французского общества, танцевальной музыки. Еще одной интересной особенностью французской музыки была вставка соло, которые могли функционировать как части в ансамблевых версиях ранее существовавших произведений. Главным фактором для плодотворного производства музыки для гитары с четырьмя хорами во Франции была поддержка короля Генриха II, который любил покровительствовать музыке. В числе авторов публикаций музыки в середине 16-го века во Франции — Guillaume Morlaye, Simon Gorlier, Adrian le Roy, Robert Ballard, Gregor Brayssing, Jacques Arcadelt. В числе жанров — фантазии, песни, паваны, гальярды, аллеманды и бранли.

Одновременно с тем, как четырёххорная гитара стала популярна во Франции, она также была представлена и в Англии, и была известна под названием guittern. Печатный источник — "A briefe and paline instruction for to learne the Tablature, to Conduct & dispose the hand unto the Gitterne", James Rowbotham (к сожалению, утерян).

Простота инструмента, с меньшим количеством хоров и менее сложным репертуаром по сравнению с лютней и виуэлой, возможно, имела большое значение для популярности, которую получил инструмент. Однако те же факторы представляли собой и ограничение для инструмента. Естественным для четырёххорной гитары было постепенное снижение её популярности в пользу другого типа гитары. Этот переход не происходил внезапно, и гитары с четырьмя хорами сосуществовали с инструментами с пятью хорами, пока постепенно не устарели.

По материалам книги Júlio Ribeiro Alves "The History of the Guitar".