Что такое "реальный" гитарный звук?

Первые записи классической гитары были сделаны более ста лет назад. Самые ранние из них — Simon Ramírez (1897 - 1901) и Tárrega (1899 или 1900), доступные на альбоме "Andrés Segovia and his Contemporaries, Vol. 12" (лейбл Doremi). Первым плодовитым на этой стезе гитаристом стал Agustín Barrios Mangoré, чьи записи с 1910 по 1942 годы составили 60 треков.

В 1923 году Сеговия впервые услышал свою собственную игру на Кубе. Но его студийная карьера реально началась в 1927 году, когда лейбл EMI выпустил пластинку 78 об / мин "Variations Op. 9" (Ф. Сор), а также "Gavotte en Rondeau" и "Courante" (И. С. Бах). Miguel Llobet впервые записался в 1920-х годах. А в течение 1930-х годов внесли свой вклад в наследие записанного звука гитаристы Emilio Pujol, Daniel Fortea, Regino Saínz de la Maza, Julio Martinez Oyanguren, и Luise Walker.

С появлением долгоиграющих пластинок со скоростью 33 об / мин в конце 1940-х годов поле расширилось. Сеговия произвёл почти 40 пластинок, а Narciso Yepes, Laurindo Almeida, Julian Bream и John Williams, помимо прочего, сделали множество записей за десятилетия, выпуская по одному или по два альбома в год.

С новым поколением запись стала искусством, отличным от концертных выступлений. Сеговия всегда записывал свои треки в один приём. Он не любил менять плёнки, предпочитая сыграть заново, нежели чем редактировать. Покойный Ron Purcell не обнаружил в более чем 60 треках Сеговии, записанных в 1950-х годах, каких-либо доказательств второго дубля. Это контрастирует с технологиями записи Брима, который вместе с лейблом RCA стремился к совершенству на пластинках, редактируя различные дубли, чтобы в результате создать безупречные версии.

Естественно, произошёл разрыв между записями и живым исполнением. При современном оборудовании прослушивание записи может быть эквивалентно тому, как если бы вы находились рядом с исполнителем, приставив своё ухо к деке. Та же проблема возникает при записи тихих инструментов, таких как лютня или клавикорд, где слишком усердное увеличение громкости вызывает искажение. В идеале, громкость должна быть уменьшена, чтобы создать реалистичный эффект, но это случается редко. Вместо этого великолепные дорогие усилители усиливают вырванный звукозаписью звук струн в богатых оркестровых пропорциях.

Любители классической гитары слушают больше записей, нежели чем ходят на концерты. Как следствие, прослушивание записей и посещение концертов стали в корне отличны. Без усиления классическая гитара на концерте волшебна и красива, но очень отличается от записей, которые звучат дома.

Некоторые исполнители в течение многих лет использовали усиление в концертах, чтобы преодолеть этот разрыв. John Williams выразил мнение, что он не восхищается концепцией гитары, еле позвякивающей издалека в большом концертном зале. Сеговия не любил делать усиление, играя как с оркестром, так и соло, в то время как концерты Брима не усиливались, только если он не играл с оркестром.

Не случайно в театре актеры почти никогда не усиливают свои голоса при игре Шекспира и других классических постановок. Есть мнение, что усиление разрушает человеческую природу звука, будь то естественный щипок струны или говорящий голос. Но записи, особенно с усиленной громкостью, сегодня резонируют, как будто вы слушаете гитару с усилением.

Различные гитаристы на концертных площадках почувствовали необходимость в усилении, чтобы недвусмысленно передавать все детали своего исполнения. Это своего рода реакция на традиции Сеговии / Брима, когда шёпот интимных гитарных звуков на концерте передаёт посыл музыки как в отдаленном очаровании паутины звука, так и в чём-то явно громком.

Чтобы удовлетворить эту потребность, многие гитаристы пытались создать более громкие инструменты, иногда игнорируя по существу приглушённую природу щипкового звука. Такие инструменты реально могут пожертвовать эмоциональной тонкостью для сокрушительной громкости и усреднённой мощности клавишного звука. Сегодня часто в моде классические гитары, отличные от чувственной, шелковистой сути традиционных испанских инструментов. В кругах фламенко массированное усиление популярно на протяжении многих лет, хотя сольное фламенко, сыгранное без усиления, обладает собственной чрезвычайно душевной привлекательностью.

Как говорится, мир движется вперед, и мы не можем противостоять волне прогресса со всеми его капризами. Но некоторые люди предпочитают классическую гитару без усиления. По этой причине они продолжают слушать записи с должным учётом соответствующей громкости, исходящей от источника. Это может показаться личной причудой. Но с точки зрения концентрации на фактических качествах гитарной музыки, подобная ясность и чистота обычно непосредственно связаны с восприятием.

Есть разница, слушаете ли вы симфонический оркестр или биг бенд и так далее — применяются разные принципы. Но, безусловно, каждая классическая гитарная запись должна быть истинным отражением самого исполнения, а не как огромный звуковой шар, раздутый до нереальных размеров. Инженеры-постановщики долгое время были одержимы проблемами правдоподобия в воспроизведении фактических аспектов звучания гитары.

Аудио треки от Barrios'а до наших дней приносят огромное разнообразие технических подходов, которые были предприняты в студии.

По материалам статьи What is ‘Real’ When it Comes to Guitar Sound?

***

Из вышесказанного можно сделать вывод, что некоей ценностью является предельная реалистичность звучания классической гитары. Например, лютня звучит на первый взгляд более плоско, чем рояльное громыхание классической гитары современной конструкции, но ценители лютни отмечают волшебный аскетизм её звучания, как романтический "тусклый свет свечи". Аналогичные сравнения можно сделать и для классической гитары, если сопоставить её с другими, более мощными по звучанию инструментами (например, фортепиано).

Действительно, микрофон, расположенный в 30 сантиметрах от рук исполнителя и резонаторного отверстия, имитирует ухо слушателя, приставленное к деке. Разумеется, в реальности так гитару не слушают, даже в очень небольшом помещении.

С другой стороны, сама конструкция инструмента (классической гитары) с течением времени изменяется в сторону усиления мощности звучания. Впрочем, как говорят, иногда в ущерб красоте тембра и отзывчивости инструмента.