Декакорд или десятиструнная гитара

30.03.2018

В начале 19-го века гитарист Ferdinando Carulli (1770 - 1841) и лютье Rene Lacote (1785 - 1855) разработали гитару, которую назвали Decacorde ("десятиструнная" по-французски). Carulli играл на этом типе гитары и написал для неё книгу под названием "Methode Complete pour le Decacorde". В ней он описывает настройку этого инструмента как C-D-E-F-G-A-d-g-b-e' (струны от 10 к 1), причём нижние басы C-D-E-F-G находились над грифом. Carulli также сочинил дивертисменты для этого инструмента, которые есть в записях уже современного нам испанского гитариста Narciso Yepes.

современный декакорд
современный декакорд

Два декакорда Rene Lacote находятся в музее музыки Cite de la Musique в Париже, один примерно 1826 года, с пятью струнами над грифом, и другой примерно 1830 года, с четырьмя струнами над грифом. Существует также декакорд, приписываемый Lacote, который был в мастерской Francoise Sinier de Ridder, который имеет 7 струн на грифе и 3 над грифом.

Декакорд Carulli и Lacote был фактически нацелен на непрофессионального гитариста-любителя, как нечто "более лёгкое для игры, чем гитара". Открытые басы входили в резонанс при защипывании обычных струн, расположенных на грифе, в целом заставляя инструмент звучать громче стандартной гитары, а большое количество открытых нот в басах якобы могло облегчить работу левой руки.

Narciso Yepes

В 1963 году испанский гитарист Narciso Yepes (1927 - 1997) задумал и заказал десятиструнную гитару у Jose Ramirez III (1922–1995). Этот инструмент и называют "современной" 10-струнной гитарой или даже "Yepes guitar", чтобы отличать её от десятиструнных арфа-гитар 19-го века. Компания Ramirez выпускает такие десятиструнные инструменты и сегодня, а кроме того, аналогичные инструменты были и есть и у других лютье, например Paulino Bernabe Senior.

В начале 1960-х годов лютье Jose Ramirez III рассматривал возможность добавления резонансных струн к классической гитаре. Он искал совета у ведущих классических гитаристов того времени, в частности у Andres Segovia и Narciso Yepes, которые играли на его инструментах. В конце концов была придумана гитара с десятью струнами.

Yepes упоминает, что причины, побудившие его придумать "дизайн" такого инструмента, были как акустическими ("физическими"), так и музыкальными. После некоторого "первоначального протеста", что десятиструнная гитара, задуманная им, "невозможна", Ramirez всё-таки согласился на заказ и завершил первый из этих инструментов в марте 1964 года. Yepes также указывал, что он якобы не изобрёл ничего особенного, добавив четыре струны к гитаре, отмечая при этом постоянно меняющееся количество струн на гитаре в течение её истории, которая включала десятиструнные гитары 18-го и 19 века. Как и более ранние десятиструнные гитары, его инструмент имеет увеличенный диапазон. Однако, в отличие от более ранних шести- или десятиструнных гитар, настройка струн, добавленных Yepes, "включает в себя все естественные резонансы, которых не хватало инструменту для восьми из двенадцати звуков равномерно темперированного строя". Как объясняет Yepes, настройка романтических десятиструнных гитар "не совсем то же самое, потому что настройка, которую использую я, работает и на резонанс". Yepes стремился избежать на инструментах "волчков" (плохо звучащих нот, из-за недостатка резонансов).

Настройка гитары Narciso Yepes
Настройка гитары Narciso Yepes

Yepes вспоминал, что, получив свою первую гитару с десятью струнами в 1964 году, он дал частный концерт для "друзей, музыкантов, дирижёров и композиторов, чтобы послушать мои инструменты, а затем дать им возможность решить, какой из инструментов был лучше. Я могу честно сказать, что во время концерта я играл одни и те же композиции один раз на шестиструнной гитаре, и один раз на гитаре с десятью струнами. Все они предпочли гитару с десятью струнами ". Затем Yepes узнал мнение своего бывшего учителя Nadia Boulanger. Поиграв для неё на десятиструнной гитаре, Yepes вспоминал: "Она заметила, что моя игра на моей новой гитаре даёт больше резонансов, и это важно, и что я могу остановить резонанс руками, если захочу. Она также предпочла мою десятиструнную гитару".

Andres Segovia, однако, резко критиковал инновацию Yepes, написав в 1974 году, что "Я абсолютно не верю, что гитара требует дополнительных струн, ни справа, ни слева от грифа... шести, которыми она традиционно обладает, достаточно. Изобретатели этого бесполезного добавления к звучности не понимают неисчерпаемые естественные ресурсы инструмента".

В настоящее время

Сегодня десятиструнная классическая гитара не слишком популярна (по сравнению с обычной классической гитарой), но всё же, людей, которые играют на ней, весьма много. Например, сайт Ten String Guitar International описывает преимущества десятиструнной гитары примерно следующим образом:

  • резонансы от дополнительных струн обогащают и усиливают звучание инструмента;
  • лютневая музыка эпохи Возрождения и барокко, написанная для 14 струн или более, может быть воспроизведена гораздо ближе к оригиналу;
  • расширяется список удобных для игры тональностей, появляются новые фактурные возможности; при этом сохраняется возможность исполнения репертуара обычной шестиструнной гитары.

Помимо настройки Narciso Yepes, на декакорде используется и ряд других настроек, в том числе реентерабельных. Существуют и профессиональные композиторы, которые сочиняют и аранжируют музыку специально для декакорда, например Никита Кошкин (b. 1956).