История гитары с древнейших времён

Нет документальных свидетельств, позволяющих с абсолютной уверенностью определить факты, касающиеся генезиса гитары. Таким образом, можно только рассуждать о таких предметах, как место происхождения гитары или годы, когда были сделаны первые гитары (или инструменты, похожие на гитару). Попытки доказать существование гитары как отдельного инструмента до 15-го века — это только догадки.

В классификации музыкальных инструментов гитара является членом семейства хордофонов. Хордофон — инструмент, в котором звук создается вибрацией струн. Семейное древо хордофонов представляет пять групп: смычковые, арфы, цитры, лиры и лютни (прим.: существуют разные классификации музыкальных инструментов). Гитара принадлежит к группе лютен, которая далее подразделяется на две подгруппы: смычковые и щипковые инструменты.

Происхождение слова "гитара" можно проследить в языках, произошедших из санскрита, таких как бенгальский, хинди и урду, в северной Индии, а также в странах Центральной Азии, в особенности в современной Персии. Анализ находит несколько типов инструментов, связанных со словом târ, что означает струна. Инструменты назывались путём добавления префикса, который указывал количество струн, которые были у инструмента. Таким образом, санскритские слова dvi, tri, chatur и pancha, связанные с цифрами два, три, четыре и пять, стали словами do, se, char и panj в современном персидском языке.

Некоторые из этих инструментов, такие как dotâr в Туркестане и setâr в современном Иране, все ещё существуют сегодня. Следуя этой линии рассуждений, chartâr, четырёхструнная версия târ, в конечном итоге достигла Испании в начале нашей эры. Название chartâr могло стать испанским словом quitarra. Сходство между этим словом и греческим kithara (кифара) совершенно очевидно, и, по словам Майкла Каши (Michael Kasha), тот факт, что и самые ранние греческие кифары и лиры имели четыре струны, может объяснить связь между этими словами. Несмотря на этимологическую связь между словами кифара и гитара, распространённое мнение о том, что гитара произошла от кифары (разновидность лиры), давно признано ошибочным.

дутар
дутар

Гитара могла эволюционировать от более ранних одногрифных струнных инструментов. На начальном этапе эти инструменты могли иметь длинную шейку, прикреплённую к некоторому типу резонатора, который мог быть изготовлен из различных материалов: от черепов до растительных тыкв, которые частично покрывались кожей животных. Санскритское слово "tan", означающее тыкву, привело к общему термину Танбур (это семейство лютневых музыкальных инструментов). Позже тыква уступила место массивной деревянной коробке, а кожа животных была заменена декой, также сделанной из дерева.

Наиболее спорным является, возможно, вопрос, происходит ли гитара из европейского региона или была принесена на континент арабами в средние века. Последнее мнение было широко распространено, благодаря чему гитару связывают с арабским инструментом под названием ūd (уд), с коротким грифом и округлой задней декой, на котором играют плектром. Хотя эта точка зрения действительно правдоподобна, прямое участие уда в развитии инструментов, подобных гитаре, до конца не ясно.

уд
уд

Что касается уда, то он связан с упомянутым выше танбуром, эволюционировавшим в арабских странах. Как и танбур, уд был безладовым, но отличался по пропорциям от первого. После того, как уд пришел в Европу, он получил лады из рук европейцев и стал лютней, название которой получено из арабского "Al 'ūd", через испанское "laud".

Была ли лютня предшественником гитары? Действительно ли она была принесена в Испанию арабами или уже существовала в Европе ранее? Какова реальная степень участия лютни в процессе эволюции гитары? Наиболее вероятной является идея слияния музыкальных стилей и практик, при котором использовались различные типы струнных инструментов, некоторые из которых уже существовали в Европе.

Лютни можно поделить на коротко- и длинногрифные. Это фактически будет связано с функциями и разновидностями музыки, которую будут играть на каждом типе инструмента: короткогрифные лютни использовали несколько струн для игры мелодических пассажей без чрезмерных растяжек в руке, в основном используя первые несколько позиций инструмента, что устраняло необходимость в длинном грифе. С другой стороны, мелодии на длинногрифных лютнях будут воспроизводиться только на одной или двух струнах, а остальные — для сопровождения. В результате длинногрифные лютни имели бы несколько струн, обычно две или три, в то время как у короткогрифных их было бы четыре или более.

Влияние римлян и мусульман на отличительные черты струнных инструментов подтверждается наличием двух узнаваемых типов инструментов: "guitarra latina" и "guitarra morisca". Последний связан с восточными семействами танбуров, таром и сазом,которые ассоциируются с мусульманами. Первый же был короткогрифным щипковым инструментом, возможно, различных размеров и форм. Фактически, термин "guitarra latina" использовался в общем значении, чтобы описать щипковый струнный немусульманский инструмент.

Таким образом, процесс "естественного отбора" разнообразных щипковых инструментов происходил постепенно, и невозможно найти характеристики, позволяющие однозначно идентифицировать гитару как отдельный музыкальный инструмент до 15 или 16 века.

По материалам книги Júlio Ribeiro Alves "The History of the Guitar".