Классическая гитара во второй половине 20-го века и в 21-ом веке

03.03.2018

Предыдущие статьи:

История гитары с древнейших времён

Виуэла

Четырёххорная гитара

Барочная гитара

На пути к шестиструнной гитаре

История гитары: гитара в 19-ом веке

Классическая гитара перед началом 20-го века и в первой его половине

В ранние периоды истории гитары выдающиеся исполнители, композиторы и лютье были сосредоточены лишь в нескольких странах (Испания, Италия, Франция). Несмотря на то, что гитара присутствовала в других странах Европы и в их колониях в Новом Свете, её жизнь в тех местах была сильно привязана к событиям главных центров. В 20-ом веке этот контекст кардинально изменился.

Вход гитары в академическую музыку, влияние индустрии звукозаписи и принятие гитары в качестве концертного инструмента расширили горизонты композиторов и исполнителей во многих странах. Новое поколение гитаристов, композиторов, лютье, педагогов и поклонников инструмента на всех континентах последовало за импульсом, начатым в первой половине 20-го века. Ниже — несколько наиболее значимых имён в истории гитары.

Julian Bream (b. 1933) — британский гитарист и лютнист. Многие современные композиторы были вдохновлены им на создание новых произведений для гитары. Например, Benjamin Britten ( 1913 - 1976 ) написал для него свой знаменитый "Nocturnal".

John Williams (b. 1941) — австралийский гитарист. Многие современные композиторы также писали музыку для него.

Влияние ведущих фигур гитары, таких как Барриос и Сеговия, на Южную Америку привело к увеличению популярности инструмента на этом континенте, и увеличению числа южноамериканских гитаристов. Интересным аспектом стало сосуществование элементов европейской традиционной музыки и фольклорных корней таких стран, как Венесуэла, Чили, Уругвай, Аргентина и Бразилия. Последняя, например, создала целое поколение гитаристов, которые сыграли огромную роль в мировом гитарном сценарии. Один из них — Turíbio Santos (b. 1943).

Другой выдающийся гитарист нашего времени — аргентинец Ernesto Bitetti (b. 1943). Многие современные композиторы также писали музыку для него.

Ведущее гитарное имя Венесуэлы — Alirio Diaz (1923 - 2016).

Спорной фигурой на современной гитарной сцене является Kazuhito Yamashita (b. 1961). Художественная ценность интерпретаций этого японского гитариста вызывает дебаты среди поклонников гитары из-за двух аспектов. Первый — его нетрадиционный подход к технике игры. Второй — его выбор репертуара, который включает в себя такие работы, как "Картинки с выставки" Мусоргского, "Жар-птица" Стравинского", симфония "Нового Света" Дворжака. Основная критика относится к тому факту, что он как будто ставит себя и свою виртуозную технику впереди музыки и её звучания. Его называли "пишущей машинкой", обвиняя в том, что он превратил музыкальные произведения в технические этюды. Тем не менее, есть и те, кто считает его настоящим художником, который расширил границы виртуозности.

Кубинский гитарист Manuel Barrueco (b. 1952) является одним из главных имён гитары в США.

Ещё одно важное имя — David Starobin (b. 1951). Подобно Сеговии, Бриму, Вильямсу и другим, он сыграл важную роль в процессе расширения репертуара гитары в течение последних двух десятилетий 20-го века. Он концентрируется на современной музыке, написанной для гитары, изучая нетрадиционные подходы и прибегая к экспериментам в творческом процессе. Хотя он является активным исполнителем музыки 19-го века на инструментах этого периода, он также известен своей приверженностью современной музыке для гитары.

Есть ещё множество выдающихся исполнителей, которые способствовали успеху гитары в качестве концертного инструмента в наши дни, например, Roberto Aussel, Eduardo Fernández, Eduardo Isaac, Jorge Cardoso, Oscar Ghiglia, Vladimír Mikulka, Laurindo Almeida, Christopher Parkening, Sharon Isbin, David Tanenbaum, Angelo Gilardino, Elliot Fisk, José Maria Gallardo del Rey, Flávio Cuchi, David Russell, Álvaro Pierri, Carlos Barbosa-Lima, Marcin Dylla, Fábio Zanon и другие. К сожалению, невозможно осветить подробно все имена в одной статье.

Со второй половины 20-го века мы видим рост популярности и гитарного ансамбля, в первую очередь гитарных дуэтов и квартетов. Исторически традиция гитарного дуэта восходит к таким именам, как Сор и Агуадо, а также Эмилио Пухоль с его женой Матильдой Куэвас. Одним из пионеров гитарных дуэтов в 20-ом веке стал Presti-Lagoya Duo — гитаристы Alexandre Lagoya (1929 - 1999) и Ida Presti (1924 - 1967). Бразилия произвела два из лучших гитарных дуэтов этого периода: дуэт братьев Sérgio Abreu (b. 1948) и Eduardo Abreu (b. 1949), а также дуэт братьев Odair Assad (b. 1956) и Sérgio Assad ( b. 1952).

Значение Presti-Lagoya Duo для гитарного ансамбля в 20-ом веке аналогично значению Сеговии для сольной гитары. У Прести и Лагойи были перспективы сделать карьеры солистов, однако они решили посвятить себя исключительно совместной игре (они были мужем и женой). Presti-Lagoya Duo был активным в течение пятнадцати лет. Они исполнили более двух тысяч концертов и записали несколько пластинок, поражая аудиторию своей блестящей интерпретацией, великолепной звучностью и удивительными динамическими оттенками.

Еще одна форма гитарного ансамбля, которая стала довольно популярной — квартет. Сочетание четырёх гитар привлекательно для публики расширенной палитрой музыкальных возможностей, которые помещают гитару в художественный статус, аналогичный более традиционным ансамблям, таким как струнный квартет. Первым гитарным квартетом, который сделал карьеру международного масштаба, был "Los Romeros" (Celedonio Romero (1918 - 1996) и трое его сыновей Celin (b. 1940), Pepe (b. 1944) и Angel (b. 1946).

Ещё один важнейший квартет гитаристов 20-го века — квартет гитаристов Лос-Анджелеса (LAGQ), в составе William Kanengiser (b. 1959), Scott Tennant (b. 1962), John Dearman и Andrew York (b. 1958).

Количество композиторов, которые начали писать для гитары, во второй половине 20-го века увеличилось до огромных размеров. Полный список композиторов, внёсших свой вклад в репертуар гитары, был бы гигантским.

Возможно, самым представительным именем гитариста-композитора во второй половине 20-го века является Leo Brouwer (b. 1939). Его работы, созданные в конце 1950-х - начале 1960-х годов, а также после 1980, отмечены использованием элементов афро-кубинской фольклорной музыки и черт, которые показывают влияние таких композиторов, как Барток и Стравинский. Брауэр исследовал и такие методы, как 12-тоновый сериализм, пост-сериализм и алеаторика. Множество раз записанные и представленные в программах видных гитаристов, его композиции приобрели международную репутацию, поставив его музыку на важное место в современном репертуаре гитары. Кубинский маэстро также внес важный вклад в педагогику инструмента своей работой "Estudios Sencillos" 1973 года. Брауэр также сочиняет музыку для кино, пишет оркестровые произведения для других инструментов, таких как флейта и скрипка.

Также следует упомянуть имена некоторых композиторов, расширивших репертуар гитары: Stephen Dodgson (1924 - 2013), Antón García Abril (b. 1933), Carlos Guastavino (1912 - 2000), Alberto Ginastera (1916 - 1983), Maximo Diego Pujol (b. 1957), Antonio Ruiz-Pipó (1934 - 1997), Astor Piazzolla (1921 - 1992), Roland Dyens (1955 - 2016), Abel Carlevaro (1916 - 2001), Stephan Rak (b. 1945), Carlo Domeniconi (b. 1947), Marlos Nobre (b. 1939), Edino Krieger (b. 1928), Maurice Ohana (1913 - 1992), Juan Orrego-Salas (b. 1919), Radamés Gnattali (1906 - 1988), Ned Rorem (b. 1923), Axel Borup-Jorgensen (1924 - 2012), Cláudio Santoro (1919 - 1989), Francisco Mignone (1897 - 1986), Guido Santórsola (1904 - 1994), Roberto Sierra (b. 1953), Ernesto Cordero (b. 1946), Nikita Koshkin (b. 1956), Angelo Gilardino (b. 1941).

Самым известным аргентинским композитором среди гитаристов является Астор Пьяццолла. Будучи изобретателем стиля Nuevo Tango, который является шагом вперёд от традиционного танго посредством включения в него элементов джаза и классической музыки, Пьяццолла был виртуозом на бандонеоне (разновидность гармоники). Он написал лишь несколько оригинальных пьес для гитары, но его музыка постоянно исполняется на гитаре в транскрипциях.

За последние шестьдесят лет технологии нашего современного мира глубоко повлияли на многих лютье и гитаристов. Скорость, с которой новинки происходят в современном обществе, иногда заставляет гитаристов "отставать" в этом процессе. Одним из примеров являются новшества в производстве гитарных струн. На протяжении большей части гитарной истории струны были кишечными (жильными), иногда металлическими. Было бы разумно ожидать, что нейлоновые струны останутся непревзойденными по качеству основного типа материала в течение некоторого времени. Тем не менее, новые альтернативы появились уже после изобретения нейлоновых струн.

Одним из новых вариантов нейлоновых струн являются карбоновые дисканты. Они производятся по патентованной технологии, которая изменяет молекулярную структуру струн, делая их звук более мощным и блестящим. Другим типом струн, который недавно появился, являются титановые дисканты. Они сделаны из плотного волокна, так называемой мононити, которая аналогична нейлону, но имеет слегка более яркий тон и увеличенную проекцию. Некоторые исполнители утверждают, что, хотя карбоновые и титановые дисканты действительно обладают этими качествами, их звук не обладает полнотой и теплом традиционных нейлоновых струн.

Технологии также производят революции и в работе лютье, шагая вперёд от достижений Антонио Торреса. Было несколько попыток повысить отзывчивость и громкость гитары. Особенно успешны две идеи: "carbon fiber" и "sandwich top" ("double top" или "composite top").

Один из самых востребованных производителей, который использует нетрадиционную гитарную конструкцию с использованием carbon fiber — австралиец Simon Marty. Он начал собирать гитары в начале 1980-х годов, а грант от австралийского правительства в 1984 году позволил ему применить свои открытия в изготовлении нового типа гитары, который громче и отзывчивее, чем те, что были собраны по традиции Торреса.

Пионерами "composite top" были немецкие мастера Matthias Damman и Gernot Wagner. Популярность таких гитар выросла после того, как важные гитаристы, такие как Мануэль Барруэко, Дэвид Рассел и Скотт Теннант, начали играть на этом типе инструмента. Сегодня многие другие производители разрабатывают свою собственную версию "composite top". Среди них — Fritz Mueller (Canada), Frederich Holtier (Romania), Keijo Korelin (Finland) и John H. Dick (USA).

По материалам книги Júlio Ribeiro Alves "The History of the Guitar".