Мотивация для музыкантов

18.01.2018

Есть такая странная тема, как "мотивация" или самомотивация для занятий музыкой вообще и гитарой в частности. Тема эта периодически всплывает в различных обсуждениях с той или иной стороны, а странной она может показаться потому, что по сути — это попытка обсудить проблему, как же нам заставить себя делать то, что мы делать очень сильно не хотим... Но с другой стороны, разговор о мотивации конечно может иметь смысл, потому что мы всегда можем заниматься какой-то рутиной исключительно ради далеко идущих целей.

Эта статья в виде видео лекции:

Вообще, разговор о мотивации можно попытаться разбить условно на две части:

1) проблема нехватки времени или "как найти на это время?";

2) попытка ответить на вопрос (отчасти риторический) "а что нам это даст?", или что нам могут дать занятия музыкой.

Часто ли мы говорим себе, что у нас на что-то нет времени? Наверное, да. Однако, в сутках 24 часа у всех. Но у кого-то чудесным образом есть на что-то время, а у кого-то нет. Почему так происходит? Я думаю потому, что "нет времени" — это на самом деле некий эвфемизм, который означает "не хочу этим заниматься, поскольку у меня есть дела поважнее". Думаю, вся проблема нехватки времени сводится именно к этому.

Что касается второго вопроса, "а что нам это даст?", здесь существует несколько вариантов ответов. Например, иногда говорят, что занятия музыкой помогут убежать от рутины. Тут сразу бросается в глаза то, что это по сути отрицательная мотивация, которая работает наверное хуже, чем положительная. То есть, если мы пытаемся сделать что-то ради того, чтобы чего-то избежать — это отрицательная мотивация. Но самое важное и интересное тут даже не это: занятия музыкой содержат огромное количество рутины, и убежать от неё никак не удастся. В самом деле, нудная отработка какого-то технического приёма — это чистая рутина. И получить удовольствие от этого процесса можно лишь аналогичное тому, которое можно получить, скажем, от утренней пробежки по парку.

Отсюда вытекает ещё один способ ответа на вопрос "что нам это даст?". Иногда говорят, "самое главное — получать удовольствие от процесса", "процесс важнее цели" и тому подобное. На первый взгляд это достаточно резонно, но только на первый взгляд. Дело в том, что получать удовольствие можно слишком уж многими способами, и рано или поздно эти способы захочется сменить. Или найдутся какие-то другие, более сильные удовольствия, нежели чем занятия музыкой. А реально это будет происходить просто каждый день.

Вообще, получение удовольствия ассоциируется с неким самоублажением. Опять-таки, отработка какого-то технического приёма никак на самоублажение не потянет. Сколь ни была бы прекрасна дорога, прилечь на обочине всегда будет приятней. И это контраргумент на утверждение, что процесс важнее цели. На самом деле, цели, конечно же, должны быть всегда — как большие, так и маленькие. Большая цель — чему-то научиться, маленькая цель — разобрать конкретное упражнение, выучить пьесу и так далее.

На практике те, кто пытаются исключительно "получать удовольствие от процесса", неизбежно скатываются в некое болото, в котором развитие музыканта идёт по принципу "шаг вперёд, два шага назад".

Что же ещё можно получить от занятий музыкой? Иногда говорят, что музыка — это нечто долгоживущее, или даже вечное, в отличие от. Скажем, компьютерные программы, написанные десять лет назад, на данный момент полностью потеряли свою актуальность. Какие-то знания в IT-индустрии тоже потеряли свою актуальность, и человеку, работающему в этой сфере, постоянно приходится играть в догонялки с прогрессом. Любая офисная работа похожа на некую мышиную возню, направленную на зарабатывание денег для хозяина, за зарплату, которую вы благополучно проедите... А музыки это всё не касается. Музыка — это то, чем можно заниматься, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Знания в области музыки, если и устаревают, то настолько медленно, что практически и не устаревают, рукописи не горят, аудио записи — тем более. Это всё звучит очень хорошо, но подводные камни есть и здесь.

К сожалению, это всё работает только тогда, когда вы не на секунду не сомневаетесь в собственном таланте. Как только вы в этом засомневались, вся эта аргументация прекрасно рушится. А в этом сомневаются (периодически) даже самые талантливые люди.

Мне приходилось разговаривать с человеком, который утверждал, что для достижения лично для него приемлемых целей ему необходимо заниматься шесть часов в день. Но у него была возможность заниматься только два часа в день. Соответственно, в его случае занятия музыкой не имели никакого смысла. Некоторые люди не бросают музыку, другие бросают сразу или через годы. Почему так происходит? Наверное потому, что тут дело в желании возвыситься с помощью музыки. И это путь, неизбежно ведущий к разочарованиям. Есть такая поговорка: любите музыку в себе, а не себя в музыке.

Есть такая цитата, из писем Льва Николаевича Толстого: "если уж писать, то только тогда, когда не можешь не писать". Можно попытаться перефразировать эту мысль чуть-чуть по-грубее: иногда говорят, что искусством человек должен заниматься точно так же, как он ходит в туалет — делать это он должен только тогда, когда он уже не может этого не делать.

Какие же выводы из всего этого? Единственным по-настоящему мотивирующим фактором заниматься музыкой может быть только самоценность музыки. А всё остальное просто полная ерунда.