Почему мы играем так хорошо на кухне и так плохо — на сцене?

Есть такая старая шутка:

— Подскажите пожалуйста, как добраться до Карнеги-холла?

— Практика, практика, и ещё раз практика!

Итак, вы занимаетесь — одержимо — в течение тысяч часов. И вот пришло время исполнения, ради которого вы так много работали. Стоя за кулисами, вы чувствуете, что тяжело дышите. Ослеплённые огнями сцены, вы спотыкаетесь по дороге, ваше сердце колотится, ваши ладони вспотели, или наоборот — они ледяные. Вы начинаете играть, но, несмотря на ваши лучшие намерения, ваши плечи поднимаются и зажимаются, и ваши руки не могут толком двигаться. Вы видите тех, на кого так хотели произвести впечатление, и с ужасом думаете, что они теперь должны думать о вас?

Если всё это вам знакомо, то только потому, что негативные ощущения от работы на сцене почти одинаковы для игроков всех уровней. Мы все знаем печальную историю о музыканте, который усердно тренировался, но так и не смог войти в профессию из-за катастрофической нервотрёпки.

Переход от учебной комнаты к концертному залу — это психологическое путешествие, требующее медитации, целеустремлённой практики и самомотивации.

Пять методов ниже, если они используются в повседневной практике, помогут облегчить беспокойство и настроить вас на успешную работу.

1. Определитесь, как вы хотите звучать, и узнайте, как вы звучите на самом деле

"Это было гораздо лучше на репетиции!" — учителя слышат это оправдание постоянно. На самом же деле, вероятнее всего, вы звучите точно так же в комнате для репетиций, как при игре где угодно, но вы этого не понимаете, потому что не слушаете себя внимательно. Научитесь делать это, ежедневно записывая себя и используя при этом лучшее оборудование, которое только можете себе позволить. Такие компании, как Zoom, Sony, Tascam и Roland, производят отличные и доступные аудио- и видеозаписывающие устройства, но в крайнем случае вы можете использовать и смартфон. Почти наверняка вы обнаружите, что вы не выглядите так, как считали. Первый шаг к улучшению вашего исполнения — это простить себя. Второй — решить, чего именно вы хотите, и, без самокопания, проанализировать, что происходит, и как внести коррективы. Перезапишитесь в конце вашей репетиции и обратите внимание на прогресс, достигнутый вами в этот день.

Репетируйте в больших помещениях всегда, когда это только возможно. Техника, которая вам нужна, чтобы донести звук до дальней части большого концертного зала, сильно отличается от требований акустики репетиционной комнаты.

Если вы не можете получить регулярный доступ к реальному концертному залу, многие католические церкви, которые часто имеют отличную акустику, позволят вам практиковать в своих святилищах в обмен на исполнение вами музыки на религиозных службах. Когда вы записываете себя в большом пространстве, поэкспериментируйте с местом размещения микрофона, чтобы больше узнать о том, как вы звучите с разных расстояний.

2. Не пытайтесь быть на сцене лучше, чем вы были на репетиции

В ситуациях исполнения многие музыканты совершают ошибку, пытаясь сделать больше, чем то, чего они реально достигли. Это вызывает дополнительное напряжение и негативно отражается на звучании. Если вы тренируете своё целевое звучание на каждой репетиции, это может дать вам достаточно реалистичное ожидание того, как будет проходить концерт. Это будет тем более верно, если вы будете представлять себе каждую репетицию как "концерт понарошку".

Многие музыканты впадают в ленивые, бесполезно расходующие время занятий привычки — "гладить" инструмент, играя слабым звуком; многократно играть пьесы целиком, не фиксируя проблемные части; "просто играть" учебные произведения, не исполняя каждую фразу выразительно и музыкально от начала до конца.

Изгоните эту тенденцию, представляя себе, что всегда стоите перед аудиторией с любого момента, когда взяли в руки инструмент. Пойте свои произведения на ранних этапах игры с листа, чтобы ошибки на инструменте не мешали тому, что вы пытаетесь передать своей воображаемой аудитории. Всегда держите в голове цель выполняемой работы. Тогда вам не придется беспокоиться о том, насколько вы хороши, когда вы уже работаете на сцене, потому что вы уже знаете, что вы хороши.

3. Мысленно преуменьшайте важность исполнения

Кощунственно? Нет, если вы думаете об исполнении как части вашего ежедневного пути как музыканта. Когда вы вкладываете все свои надежды и мечты в одну "сверхважную" работу, такую ​​как соискание должности или соревнование, вы обязательно будете разочарованы, когда что-то пойдет не так. Но если вы относитесь к исполнению как к логическому расширению того, что вы уже сделали в репетиционной комнате, вы можете значительно уменьшить свое беспокойство.

Не поддавайтесь ожиданиям собственного идеального совершенства на концерте, потому что ошибки вы будете делать всегда, а вещи, которые всегда игрались без ошибок, могут пойти не так, как надо, в любой момент. Примите это, и вы будете менее склонны к панике.

Это не означает, что исполнение не важно полностью. Подготовка к выступлению включает в себя тренировку акта исполнения. Вот почему разумно, особенно на ранних этапах вашей карьеры, использовать все возможности, независимо от того, насколько они скромны. Чем больше вы реально исполняете, будь то в концертном зале, кафе, доме престарелых или свадебном концерте, тем больше вы узнаёте, как вы реагируете на это физически и эмоционально, позволяя себе самостоятельно это оценивать и управлять этим.

4. Устраните физические последствия нервозности заранее

Сколько раз вам говорили, что вам нужно "просто дышать", когда вы нервничаете? Это не сильно помогает, когда вы стоите за кулисами в таком состоянии, что не можете набрать воздух в лёгкие. В отличие от певцов или исполнителей на духовых инструментах, которые полностью зависят от своего дыхательного аппарата, который заставляет их инструменты звучать, гитаристы могут надолго задерживать дыхание во время игры. Это значительно усугубляет симптомы беспокойства, такие как повышенное сердцебиение и физическое напряжение.

Трюк для того, чтобы натренировать дыхание для "нервозной" работы на сцене, — это сделать его повседневной практикой. Трудно сознательно дышать, играя пьесу, поэтому начните использовать неторопливые гаммы. Если вы привыкли дышать, когда играете каждый день на репетиции, вы сможете сделать это и на выступлении, и значительно уменьшить свое беспокойство в то же самое время.

5. Прекратите негативный внутренний диалог

"Ты такой бесполезный. Ты снова всё испортил. Да что с тобой такое?" Если бы вы не позволили кому-либо так говорить с вами, то зачем это делать самому? Однако, и то, что просто прямо противоположно этому неприятному маленькому голосу, тоже совсем не обязательно будет работать. Замена "Я не могу этого сделать!" на "Я могу это сделать!" не сможет отменить шаблоны негатива, созданные вашим умом. Вместо этого нужно думать "Я уже это делаю", и это снимает давление.

Лучшие выступления случаются, когда ваше тело и ум чувствуют, что они поют музыку в совершенной синхронности, а ваши руки, дыхание, счёт и фразировка связаны одной идеей звучания. Некоторые исполнители совершают медитацию на одном слове, срабатывающем как успокоитель умственной болтовни. "Раз", "начали", "любовь" — всё что угодно. Делайте это в своей повседневной практике, если вы отвлеклись или задумались.

Сделайте привычкой думать о своей воображаемой аудитории с благодарностью, чтобы вы чувствовали эту эмоцию, когда выходите на сцену. Эти люди пришли ради удовольствия услышать, как вы делаете то, что любите. И вы уже это делаете.

(По материалам статьи 5 Ways to Transition Successfully to Your Performance Phase.)

***

Корни "сценической паники" лежат в переоценке своих способностей и чрезмерном любовании собой. На самом деле, даже нет большой разницы, преувеличивает ли человек свои способности или преуменьшает их: в обоих случаях он занят оценкой себя, что отвлекает его от предмета работы. Неотступные мысли о себе и есть причина волнения. Напротив, сосредоточенность на том, что нужно сделать, даже в минуту смертельной опасности не пропускают в голову мысли о том, "что со мной будет". Сосредоточение на исполняемом произведении — единственный метод избежать волнения. Чтобы отвлечься от зрительного зала, надо увлечься тем, что на сцене.

(По книге Г. Когана "У врат мастерства", Москва, 1958 ).

***

Итого, рецепт правильной репетиции для классического гитариста (в качестве шутки, а в каждой шутке есть доля шутки, а всё остальное — правда).
1) В помещении должно быть достаточно холодно, чтобы пальцы были деревянными — в больших залах всегда прохладно.
2) Стул должен быть обязательно выше или ниже того, на котором вы привыкли сидеть при занятиях — именно вашего стула на концерте вам никто не даст.
3) Следует убрать всё освещение, затем установить настольную лампу так, чтобы она била прямо в глаза с расстояния 50 см. Это ощущение соответствует концертному освещению.
4) Включить телевизор, чтобы что-то непрерывно бубнило и ни на секунду не давало сосредоточиться. Хорошо подойдут "Аншлаг", "Камеди клаб", "Монти Пайтон". Это ощущение соответствует шуму в зале во время концерта + плохим мониторам или их отсутствию. Привыкайте к тому, что вы почти не слышите свою игру, "идём по приборам".
5) Посадить себе на голову кота (ну это просто на всякий случай).
6) Сыграть свою программу. Играть надо
с душой, технически безупречно, с первой попытки.

P.S. Непосредственно перед всем этим желательно посидеть в течение часа-двух в какой-нибудь очень тесной каморке, непрерывно глядя в стену. Обычно перед концертом так и бывает.

P.P.S. И запомните — на сцене вы работаете, а не доказываете кому-то свою состоятельность. Ваша состоятельность не интересует никого, они пришли развлекаться. Так развлекайте же их, работайте. Солнце высоко, до заката далеко.