Preston Reed

Классическая гитара, путеводитель по каналу

Preston Reed (b. 1955) — американский фингерстайл гитарист.

Один из самых влиятельных и инновационных фингерстайл гитаристов последних десятилетий, Preston Reed в конце 1980-х годов изобрёл революционный перкуссионный стиль игры на акустической гитаре и с тех пор вдохновляет целые поколения музыкантов по всему миру. Используя многоголосные грувы и полиритмию в своих драматических композициях, своим фантастическим подходом Preston Reed раскрывает захватывающий оркестровый потенциал акустической гитары.

С 1979 года Preston выпустил семнадцать альбомов и выступил на шести континентах. Его педагогическая деятельность включает в себя колледж The Swannanoa Gathering, его собственные недельные семинары в Шотландии, а также мастер-класс в Berklee College of Music.

Детские годы

Preston Reed родился в 1955 году в городе Armonk, в тридцати пяти милях к северо-востоку от Нью-Йорка. Он был самым младшим из трёх детей и единственным мальчиком. До того, как он начал играть на инструменте, музыка была важной частью его внутреннего мира. Это разнообразные стили музыки, которые он слушал дома, в машине и в других местах — рок-н-ролл, современный и традиционный джаз, блюз, ритм-энд-блюз, поп, а также классическая оркестровая музыка.

Знакомство Preston Reed с гитарой началось в возрасте восьми лет. Однажды он увидел, как отец учит одну из его сестёр некоторым аккордам на гитаре, и попросил своего отца научить и его. Отец предложил купить ему гавайскую гитару (укулеле). Будучи левшой, он хотел леворукий инструмент. Но таких на момент покупки не попалось, поэтому ему пришлось согласиться научиться играть правой рукой. Десятилетия спустя это оказалось даже некоторым преимуществом при разработке его интегрированного стиля игры, в котором левая рука работает сверху грифа. В результате отец успешно научил его некоторым популярным мелодиям.

По истечении короткого времени он смог воспроизвести эти мелодии на гитаре своего отца, выяснив, что четыре верхние струны гитары были настроены на те же ноты, что и четыре струны его укулеле. Родители купили ему собственную гитару, и вскоре после этого он сочинил свою первую композицию. Он начал подбирать аккорды к мелодиями по радио, в том числе Rolling Stones, Animals и Zombies.

Увидев его растущие навыки и энтузиазм в игре, родители нашли ему преподавателя классической гитары. Ему нравились классические композиции, которые он изучал, но строгие техники, постоянное чтение с листа и общее установка в том, что есть только один способ изучить инструмент, отпугивали его. Через полгода он попросил родителей прекратить уроки и играл на гитаре лишь изредка в течение следующих шести лет.

Когда Reed было пятнадцать, он купил дебютный альбом группы под названием "Hot Tuna", а затем увидел их на концертах. Это была живая акустическая запись в традиционном блюзовом стиле, в духе Gary Davis. Это побудило его вытащить гитару из шкафа и начать изучать мелодии этого альбома.

В возрасте шестнадцати лет, через друга, Reed открыл для себя блюзовые соло John Fahey. Он выучил несколько мелодий с альбома America, применяя пальцевый метод. Затем он также открыл для себя альбом Leo Kottke с 6- и 12-струнной гитарой. Fahey и Kottke играли в нескольких нестандартных настройках. Двумя такими наиболее частыми настройками были "Open D" (DADF#AD) и "Open G" (DGDGBD). В дополнение к стандартной настройке, Reed начал широко использовать педальные басы и педали других открытых струн.

Изучение музыки этих гитаристов дало ему фундамент в технике чередования басов. Этот метод обеспечивал взаимодействие голосов — повторяющаяся фигура большого пальца в одном голосе, и остальные пальцы, синкопирующие в противовес ему во втором. Reed начал сочинять свои собственные фингерстайл композиции.

Осенью 1972 года, после игры на вечеринке для друга сестры, Reed получил приглашение выступить вместе с легендарным поэтом Allen Ginsberg в Smithsonian Institution в Washington. Это был его первый серьёзный концерт, и всё прошло хорошо. Осенью 1974 года он приехал в San Francisco и получил работу в клубе. Он играл на своих шести- и двенадцатиструнной гитаре везде, когда и где мог.

Исполнитель и автор музыки

В 1977 году он вернулся на северо-восток, поселившись в Hartford, Connecticut, где теперь жил его отец. Крупные выступления в этот период включали в себя New England Fiddle Contest, где он играл перед 120 000 человек в Bushnell Park, и National Governors’ conference в Бостоне.

Впервые он увидел джазового гитариста Pat Metheny на открытом концерте в Bushnell Park в 1979 году. Музыка Metheny оказала огромное влияние на его дальнейшие сочинения.

С собственным доходом от работы, а также некоторой помощью от родителей, Reed смог выпустить свой первый альбом, Acoustic Guitar, в 1979 году. В альбом вошёл джазовый дуэт с гитаристом Jeff Pevar. Он был хорошо принят, а Guitar Player Magazine назвал его "исключительно красивым... композиционно разнообразным и с гитарным блеском".

Его гастрольные выступления в 1980-х годах были сосредоточены вокруг северо-востока, но после выхода его второго альбома Pointing Up на лейбле Flying Fish он начал гастролировать более широко по США, включая Техас, Калифорнию и Средний Запад.

Один итальянский гитарист пригласил Reed в Италию на турне в 1982 году. Пока он был там, в Риме он встретил промоутера, который предложил ему записать и выпустить альбом. Reed записал "Don’t Be A Stranger" в течение двух дней. После выпуска альбома его отправили в тур.

Затем Reed играл на фольклорных фестивалях в Канаде. Он открывал шоу Linda Ronstadt, Bonnie Raitt, Little Feat, Kenny G, Al DiMeola и многих других.

Между 1982 и 1986 годами Reed записал и выпустил четыре альбома оригинальных композиций в стиле фингерстайл — три на лейбле Flying Fish и один в Италии. Первые три альбома включали исполнения на шести- и двенадцатиструнных гитарах, а последний - " The Road Less Travelled" — только на шестиструнной. В заглавной композиции появилась новая настройка, которую он открыл для себя: DADECD.

Изучение альтернативных настроек привело его к пониманию того, что настройка прямо влияет на композицию и гармонический язык. С каждым новым альбомом его игра и сочинение становились все более гармонически сложными. Помимо Metheny, он слушал джазовых фьюжн гитаристов, таких как Larry Carlton и Lee Ritenour, и группу Yellowjackets. Возрастающее влияние джазовой гармонии можно ощутить на заглавной композиции альбома 1984 года "Playing By Ear".

Preston Reed впервые встретился с Michael Hedges в начале 1980-х годов и много раз играл с ним в течение длительного времени. Он восхищался смелым и оригинальным композиционным подходом Hedges к акустической гитаре, в котором были представлены новые игровые приёмы и альтернативные настройки, но никогда не думал о том, чтобы подражать его стилю.

Рождение нового стиля

Осенью 1987 года Reed встретился с Billy McLaughlin, который продемонстрировал ему техники тэппинга, перенятые у Michael Hedges и других. Reed первоначально не признавал тэппинг, поскольку чувствовал, что у него слишком много динамических, гармонических и фактурных ограничений. Однако встреча с McLaughlin напомнила ему, что нет предела совершенству, и он решил присмотреться.

В течение нескольких следующих месяцев он сочинил мелодию в строе DADECD, используя на гитаре приёмы hammer-on и pull-off. Здесь он попытался заменить своё обычное чередование басов в голосе большого пальца правой руки на двойные ноты hammer-on терциями и квинтами. Правая рука при этом синкопировала так же, как и раньше. Эксперимент сработал. Он назвал мелодию "Frequent Flyer".

Первая попытка использования новой техники была восторженно воспринята слушателями, и это привело к ещё одному важному выводу: обычным слушателям всё равно, каким способом исполняется музыка, пока конечной целью является сама музыка.

Таким образом Reed нашёл применение для техники тэппинга, или, как он это предпочитал называть — двуручных hammer-on и pull-off — в широком контексте, когда это обеспечивало фактурное разнообразие, не являясь единственным приёмом звукоизвлечения в композиции. Он продолжал сочинять композиции, в которых сочетались несколько техник.

В результате своих частых туров в Техасе Preston Reed подружился с певцом Lyle Lovett, и тот помог получить ему свою первую сделку с крупными лейблами. Его первый альбом на лейбле MCA Records в 1989 году "Instrument Landing" содержал треки "Frequent Flyer", "Fifteen Year Reunion" и другие мелодии в его новом двуручном стиле. Этот контракт с MCA, который после первого альбома был перенесён на Capital EMI, подразумевал альбом каждый год, поэтому он сразу же начал работу над следующим альбомом.

Ещё со школьных времён, барабаня по книгам и столам в моменты отдыха, Reed всегда отмечал разнообразные ударные звуки, которые можно было извлечь из случайных объектов. Корпус акустической гитары предлагает особенно богатый источник перкуссивных звуков. Проблема заключается в том, что при стандартной технике игры руки гитариста всегда заняты. Со своими развитыми тэппинговыми навыками и желанием найти новый материал для следующего альбома Reed поставил себе задачу найти способ включить перкуссивные приёмы в свои композиции гитары соло.

Он быстро понял, что для того, чтобы перкуссия существовала в контексте сольной гитары, музыка должна "отталкиваться" именно от постукиваний, а не щипков струн. Новый эксперимент стал основой мелодии Drums на альбоме 1990 года Blue Vertigo. В какой-то момент примирившись с кажущейся неуклюжестью такой игры, он понял, что может использовать левую руку в положении над грифом, чтобы бить по басам и удерживать басовый грув наряду с перкуссивными ударами по верхней части инструмента, что он и проделал в таких композициях, как Tribes или Blasting Cap.

Используя такие настройки, как CGDGGD и CGDGAD, он обнаружил, что также может играть отличные джазовые аккорды, зажимая струны на грифе сверху, с помощью барре первым пальцем и мизинцем. Альбом Blue Vertigo включал множество приёмов, которые он открыл для себя — в том числе перкуссионные звуки грифа и корпуса, slap-флажолеты, различные шелчки по струнам, hammer-on и pull-off обеими руками, бой и обычные щипки пальцами. Таким образом, акустическая гитара у Reed стала инструментом извлечения самых разнообразных звуков для целей создания музыки — и только одним из них было стандартное звучание струн.

Мировая известность

Хотя контракт с крупным лейблом означал рост аудитории и ценный опыт производства проектов, требуемый график выпуска привёл к тому, что Reed почувствовал, что начал терять контроль над своей работой.

Для своего очередного альбома "Halfway Home" Reed нанял целый ряд музыкантов из Миннеаполиса, чтобы реализовать свои идеи — саксофониста, барабанщика, басиста, виолончелиста, а также фоновых вокалисток, и использовал гитарный синтезатор на многих треках. Однако, лейбл не торопился помогать Reed в продвижении этого альбома. Следующий альбом, Border Towns, был возвратом к гитаре соло. Спустя четыре месяца после выпуска Border Towns продажи были сочтены лейблом неудовлетворительными, и контракт был разорван весной 1993 года.

Тем не менее, Reed продолжал играть в клубах, колледжах и на фестивалях в США, и продолжал сочинять музыку, развивая и совершенствуя свой гитарный подход.

Однажды летом 1993 года Reed получил телефонный звонок от звукорежиссёра из Сан-Диего, Калифорния, по имени Henry Austen, в результате чего в конце концов он заключил сделку с Washburn Guitars и начал выступать на музыкальных выставках.

В 1994 году Preston Reed записал учебное видео для Homespun Tapes под названием "The Guitar Of Preston Reed: Expanding The Realm of Acoustic Playing". Теперь это видео доступно в формате DVD и для загрузки и продолжает влиять на поколения гитаристов всего мира.

В 1995 году на небольшом независимом лейбле Preston Reed записал альбом "Metal". Он отправил альбом Michael Hedges. Несколько месяцев спустя в интервью в журнале Fingerstyle Guitar Magazine, Hedges заявил: "Хотя я хардкор-гитарист, Preston Reed просто ошеломляет. Его игра как алхимия. Я никогда такого не слышал. Он действительно вдохновляет". Именно этот альбом стал поворотным в карьере гитариста, композитора, пионера и новатора Preston Reed.

В конце 1996 года Preston Reed совершил свой первый тур по Японии. В 1997 году Ovation отправили его в Турцию на неделю концертов, семинаров и выступлений на радио и телевидении. В конце 1990-х он путешествовал и выступал от имени Ovation, играя в турах и мероприятиях в США, Канаде, Великобритании, Европе, Азии, Центральной и Южной Америке.

В 2000 году Preston Reed выступал на фестивале гитары на юго-западе Шотландии вместе с Tommy Emmanuel, Martin Taylor, Nick Harper и другими. Именно там он встретил Catherine Maguire, на которой позже женился.

В марте 2001 года Reed переехал из Minneapolis, Minnesota, в Шотландию. После этого он гастролировал по США и Ирландии, а также играл на нескольких гитарных фестивалях во Франции, участвовал в лайв-шоу Autour De La Guitare в Olympia Theater в Париже. Позднее был выпущен документальный фильм об этом, а основные моменты этого DVD включают дуэт его мелодии Ladies Night с французско-баскским гитаристом Jean Marie Ecay.

В 2013 году вышел новый, полностью акустический альбом In Here Out There, а также прошли туры в Польше, Китае, Южной Африке, Франции и Мексике.

На сегодняшний день Preston Reed записал семнадцать альбомов. Он распространил своё новаторское музыкальное видение на шесть континентов, а его записи и живые выступления по всему миру продолжают представлять жанр гитарной музыки, который он изобрёл четверть века назад.

По материалам биографии.