Найти в Дзене
Классическая ГИТАРА

Скаллопирование грифа

Классическая гитара, путеводитель по каналу

Скаллопирование грифа — процесс вырезания в материале накладки грифа углублений между ладовыми порожками (опиливанием или сошлифовыванием). Форма углублений обычно цилиндрическая (если обрабатывается весь лад) или коническая (если обрабатывается часть лада: например, только под дискантами на верхних позициях грифа). Глубина может варьироваться. Скаллопирование может быть полным (все лады) или частичным, когда скаллопируются лишь несколько последних ладов (ближе к нижнему порожку).

В результате достигается эффект, когда пальцы исполнителя при игре не касаются ничего, кроме самих струн.

Скаллопирование несколько изменяет способ игры на инструменте: струна соприкасается только с ладами и с подушечкой пальца, но не с накладкой грифа, поэтому сила трения при бендах или вибрато меньше, что даёт исполнителю больший контроль. Другое достоинство — исполнителю нужно прикладывать меньше усилий, чтобы струна зазвучала, это позволяет играть легче и быстрее, поскольку не нужно тратить много усилий на выжимание каждой ноты. Скаллопированный гриф может быть удобен для микротональной техники.

Требуется практика, чтобы уверенно играть на скаллопированной накладке, так как нужен осторожный баланс давления, а слишком сильное нажатие изменит высоту извлекаемого звука, как при бенде. Напротив, слишком слабое прижатие может вызвать дребезг.

Греческая гитаристка Smaro Gregoriadou говорит о скаллопировании примерно следующее:

В случае обычного гитарного грифа, когда палец левой руки прижимает струну на любом из ладов, он также касается дерева накладки; таким образом он передает свое тепло в древесину и действует как демпфер для неактивной тыльной части струны. Это добавляет тепла, округлости, мягкости и сочности звука, которые абсолютно желательны, особенно для испанской и романтической музыки.
Напротив, скаллопированный лад не позволяет пальцу коснуться дерева, подобно тому как струны клавесина, следуя принципу монохорда, крепятся между двумя неподвижными точками. Это позволяет им свободно вибрировать, не касаясь какой-либо другой части инструмента, что даёт более чёткую, блестящую, сухую и ясную окраску и артикуляцию, которые особенно актуальны для барочного тембра.