Байки про бизнес...

27.01.2018

Как зарождался вирусный маркетинг или история про 5 кирпичей.

Как-то к неистощимому выдумщику-миллионеру Тейлору Барнуму пришел энергичный на вид мужчина и попросил денег. Тот в ответ предложил поработать за полтора доллара в день, вручил пять кирпичей и дал следующую странную инструкцию:

Один кирпич следовало положить на тротуар, где пересекается Бродвей и Энн-стрит, второй — возле музея Барнума, третий — наискосок от музея на углу Бродвея и Виси-стрит, рядом с Эстер-Хаус, четвертый — перед собором Святого Павла, а с пятым в руках надо было быстрым шагом ходить от одного кирпича к другому.

Один класть, другой брать. Каждый же раз, когда пробивают часы на соборе Святого Павла, следовало идти в музей, предъявить билет и обойти зал за залом. После этого манипуляции с кирпичами надлежало повторить.

Работник начал свой обход, и уже через полчаса человек пятьсот глазели на его загадочные передвижения.

«Чем он занят? Откуда кирпичи? Почему он бегает по кругу?» — вопросы сыпались со всех сторон, но тот хранил молчание. К концу первого часа все тротуары оказались запружены толпой любопытных. А работник, завершив обход, направился в музей. Там он посвятил четверть часа осмотру всех залов и вернулся к своим кирпичам.

И каждый раз, когда он входил в музей, куча зевак покупала билеты и следовала за ним в надежде разгадать смысл его действий. День ото дня число любопытных росло, пока в дело не вмешалась полиция, обеспокоенная чрезмерным столпотворением. «Кирпичник» был отозван, но он и его работа послужили отличной рекламой музею.

Именно после этой истории, как утверждал Тейлор Барнум, Бродвей стал самой оживленной улицей Нью-Йорка. Так начинался вирусный маркетинг.

Я — Генри Форд, а остальное не важно!

Однажды, уже будучи миллиардером, Генри Форд приехал по делам в Англию. В справочном бюро аэропорта он поинтересовался самой дешевой гостиницей в городе. Служащий взглянул на него с искренним удивлением, ведь лицо его было известным.

Газеты всего мира часто писали о Форде. И вот он стоит здесь в плаще, который смотрится постарше его самого, и спрашивает о самом дешевом отеле. Служащий неуверенно спросил:

— Если я не ошибаюсь, вы мистер Генри Форд?

— Да, — ответил тот.

Служащий удивился.

— Я слежу за новостями и знаю, что ваш сын, приезжая куда-либо, всегда останавливается в лучших отелях и всегда великолепно одет. А вы спрашиваете самую дешевую гостиницу и носите плащ, который, похоже, не моложе вас. Неужели вы экономите деньги?

Генри Форд с раздражением ответил:

— Мне незачем останавливаться в дорогом отеле. Где бы я ни остановился, я — Генри Форд. В самой дешевой гостинице я все равно остаюсь Генри Фордом, нет никакой разницы. Мой сын еще молод и неопытен, он боится, что подумают люди, если он остановится в дешевом отеле.

А это пальто — да, это пальто носил еще мой отец, но это не имеет никакого значения. Зачем мне новые тряпки?! Я — Генри Форд, что бы я не надел, всегда и всюду я — Генри Форд. А остальное неважно.

Лошадь сдохла, хвост облез...

Древняя мудрость индейского племени Дакота гласит, что, если вы обнаружили, что скачете на дохлой лошади, наилучшее решение — спрыгнуть с нее.

Однако в бизнесе, похоже, мы часто стараемся использовать другие стратегии по отношению к «дохлой лошади», включая следующие:

1. Покупаем более сильную плеть

2. Меняем наездников

3. Говорим «Мы всегда скакали на лошади именно таким образом»

4. Создаем комитет по изучению лошади

5. Организуем посещение других организаций, чтобы посмотреть, как они скачут на своих дохлых лошадях

6. Повышаем стандарты скачки на дохлых лошадях

7. Создаем тигровую команду по оживлению дохлой лошади

8. Организуем учебный семинар по развитию скаковых навыков

9. Проверяем соответствие состояния дохлой лошади современной окружающей среде

10. Меняем требования к лошади, провозглашая, что эта лошадь дохлой не является

11. Нанимаем контрактников, чтобы они скакали на нашей дохлой лошади

12. Собираем несколько дохлых лошадей в упряжку с целью повышения скорости

13. Провозглашаем, что никакая лошадь не может быть слишком дохлой, чтобы ее бить плетью

14. Обеспечиваем дополнительное финансирование с целью повышения производительности лошади

15. Производим анализ издержек, чтобы посмотреть, не могут ли контрактники скакать на ней дешевле

16. Покупаем продукт, который заставит дохлую лошадь скакать быстрее

17. Провозглашаем, что дохлая лошадь «лучше, быстрее, дешевле»

18. Создаем кружки качества, чтобы найти применение для дохлой лошади

19. Пересматриваем требования к производительности лошадей

20. Продвигаем дохлую лошадь на должность руководителя

Лошадь сдохла — похороните её наконец!

Певец в рекламе

Однажды ученик спросил Учителя:

— Учитель, скажи, правильно ли использовать в рекламе товара знаменитостей: спортсменов, актеров, общественных деятелей?

— Почему ты спросил об этом? — удивился Учитель.

— Дело в том, что в моей фирме сейчас буквально все спорят друг с другом, насколько эффективна реклама, в которой нашу продукцию расхваливает известный певец.

— А в чем суть спора?

— Одни говорят, что этот певец — лучший в нашей стране, поэтому его участие в рекламе увеличивает продажи. Другие говорят, что этот певец — бездарность, и поэтому покупатели решат, что наш товар может понравиться только таким же бездарностям.

— То есть те, кому певец нравится, считают, что это хорошо, а те, кому он не нравится, — что плохо? — уточнил Учитель.

— Да, именно так.

— Тебе не кажется, что ты уже ответил на свой вопрос? — улыбнулся Учитель.

Эта история показывает нам, что практически в любой отрасли бизнеса довольно просто принять решение, если не усложнять ничего сверх меры.

Друг или бизнес, вот в чём вопрос...?

Однажды ученик сказал:

— Учитель, сложилась такая ситуация, что я должен сделать выбор, с кем основать новое предприятие: с другом, которого я знаю с детства, или с человеком, с которым я успешно веду дела в течение двух лет?

— Смотря, чего ты ждешь от этого предприятия, — ответил Учитель, улыбнувшись. — Если ты хочешь успеха, — ученик кивнул, — выбирай партнера; если удовольствия — то друга.

— Для создания же успешного бизнеса мой друг будет эффективней: «Дружба, основанная на бизнесе, гораздо прочнее, чем бизнес, основанный на дружбе».

В наше время эти слова являются популярной поговоркой в мире бизнеса, что подчеркивает их неизменную актуальность.