Ожидания учителя и реальность ребенка, или Что на самом деле "видно" в геометрии?

08.01.2018

Есть дети, которых Природа наделила мышлением, отличным от общепринятого. Эдакое аномальное мышление, не соответствующее нормам. Но, если учесть, что нормы принимает общество, то, в этой "ненормальности" ничего страшного нет. Она есть и это нужно принимать всем: школе, родителям, обществу.

Герой истории вот такой "аномальщик"- Олежек, симпатичный юноша лет 16-ти, десятиклассник, который начиная со 2-го класса осваивал школьные предметы по системе "надомное обучение".

Поняв, что математика для него абстрактна по максимуму, пытаюсь каждое наше занятие применять наглядные материалы из окружающего мира. Причем, в данном случае модели из набора готовых геометрических тел не годятся, почему-то они вовсе не интересны Олежке. Так уж он устроен: пирамиды, цилиндры - это нечто игрушечное, а ему нужны реально существующие трубы отопления, шары ламп и т.д.

А вообще, урок геометрии в 10-м классе это нечто! Плоскости, прямые, аксиомы... На выручку приходят листы бумаги (как часть плоскости), карандаши (отрезки или части прямой), кусочки пластилина (точки). В итоге передо мной шедевр - прямоугольный параллелепипед! Ия могу смело работать с Олегом, показывая ему параллельность плоскостей на этой модели. Мальчик сидит передо мной и внимательно следит за моими действиями: вот я кладу сверху модели тетрадный лист, а сама модель лежит на плоскости стола. С точки зрения геометрии верхняя грань параллелепипеда параллельна нижней. Мы вместе с мальчиком делаем записи в тетради, строим там же чертежи, изучаем тему... изучаем... Уф! Я в восторге! Чувствую, что мой ученик практически уже готовый на все 100% геометр!!! Пора подводить итоги занятия, т.е. обобщить, сделать выводы :)

Но нужны "наводящие" вопросы, которые вернули бы любого ученика к сути урока, т.е получить обратную связь, понять на сколько реальны мои ожидания "понимания" темы мальчиком. Поэтому, как лихой командир, кручу словно шашку свое "изделие" из карандашей и пластилина и задаю вопрос:

- Олег, перед тобой прямоугольный параллелепипед, сегодня мы много говорили про параллельность плоскостей. Какие общие выводы ты можешь сделать из всего рассмотренного на уроке?
- Какой вывод? - задумчиво растягивает слова Олежек. - Думаю, что если убрать пластилиновые шарики, то вся конструкция развалится!

Бинго!!! Моё "Я" смеется тихонько внутри меня, а моё "мУчительство" возмущается вслух:

- И это всё, что ты понял из урока?

Вот оно наглядное "ожидание и реальность" :) И мы ещё раз повторили, всё, что нужно было узнать ребёнку по теме занятия.

Прошли годы. Но только сейчас понимаю, что Олег увидел в нашем занятии куда больше, чем ожидала от него мУчительница. Его "аномальный" мозг увидел суть - действительно, без связывающих компонентов любая структура (система) развалится. Это просто мой "нормальный" мозг не воспринял ответ, как нечто гениальное. Согласитесь, что повторить в след за учителем фразы из учебника может каждый, а вот сделать свои индивидуальные выводы...

Жаль, что наша система заставляет многих превращаться в кирпичи. И как славно, что существуют камешки, которые способны удерживать нас даже в сильные ветра.

PS: Олег благополучно окончил школу, поступил в колледж, приобрел профессию программиста. Обучаясь в колледже, он стал не похож на того тихоню, каким он был в школе. Яркий молодой человек, заядлый поклонник рока, объездивший полстраны. Что с ним сейчас? Не знаю. Но надеюсь, что и сейчас он делает нетривиальные выводы из обыденного :)

С верой в аномальность, но такая вся нормальная, Марьванна

PSS: Помнится, как-то давно в "Что? Где? Когда?" был задан вопрос (точность формулировки за давностью под сомнением): "Чем западное общество отличается от азиатского?". И для подсказки были даны кирпич и камень. Ответ знатоки дали такой: Человек изначально камень, но европейское общество обтесывает его по рамки кирпича, т.е подгоняет под себя. А вот в Азии каждый остается таким каким он есть, но в итоге создается сложная структура "сад камней", которая не распадается и при сильном ветре.

Интересно, а кем нам на самом деле хочется быть: кирпичиком или камушком?