Договора на вывоз мусора нет, но пришла квитанция с долгом

6 November 2018

По мотивам ваших многочисленных вопросов Кот-юрист выясняет, надо ли оплачивать квитанции регионального оператора по обращению с ТКО, если договора с ним еще нет.

Что случилось?

Люди жалуются, что после появления в области или республике регионального оператора по обращению с ТКО стали приходить квитанции на вывоз мусора. Договор с оператором не подписан, услуги по обращению с ТКО никто не оказывает, мусор не вывозится, даже мусорного контейнера нет. Но в квитанции уже значится долг за последние 2-3 месяца. Региональные операторы утверждают, что вы обязаны заплатить за прошедшие месяцы. Например, регоператор Ставрополья на своем сайте пишет:

Услуга по обращению с ТКО оказывается с 1 января 2018 года на всей территории, входящей в зону деятельности регоператора, несмотря на отсутствие заключенного договора. В связи с этим при заключении договора будет указываться дата начала оказания услуги – 01.01.2018 г., начисления также будут производиться с данной даты.

Разве письменный договор на мусор не нужен?

Представьте себе, нет. Договор на услугу по обращению с ТКО может признаваться заключенным и в том случае, если у вас нет подписанного договора. Есть 2 варианта заключения договора:

  • Подписание договора - вы подаете регоператору заявление лично / почтой, вам дают 2 экземпляра договора, вы его подписываете, отдаете экземпляр оператору. Для жильцов МКД договор с регоператором, как правило, заключает ТСЖ или УК. В этом случае платить и предъявлять претензии нужно им.
  • Конклюдентные действия - вы делаете что-то, после чего договор вступает в силу даже без подписей на бумаге. Конкретного перечня действий в законе нет. Но они должны свидетельствовать о вашем намерении потреблять коммунальные услуги или об их фактическом потреблении. Например, вы выносите мусор в указанный регоператором контейнер / мусоровоз или оплачиваете присланную квитанцию на обращение с ТКО.

С какого момента надо платить региональному оператору?

Жилищная инспекция в Челябинске считает, что обязанность платить у потребителей возникает с даты официального прихода оператора в регион. В алтайском Роспотребнадзоре замечают: "Прежде, чем оплаты услуги просить, необходимо договор заключить!" На деле все зависит от того, в каком виде у вас заключен договор.

  • Письменный договор - вступает в силу и обязателен для вас и регоператора с даты подписания вами обоими. С этой даты оператор обязан оказывать услуги по вывозу мусора и может требовать плату за свои услуги, если в договоре не указана более поздняя дата вступления в силу. Такие правила прописаны в п.148(21) постановления Правительства РФ №354 от 06.05.2011.
  • Конклюдентный договор - признается заключенным с даты начала предоставления коммунальных услуг регоператором. По пункту 148(11) для собственников жилых домов это дата возникновения права собственности на дом или другая установленная законом РФ дата. Если вы приобретаете дом в собственность после прихода регоператора в регион, будете платить с даты оформления собственности. Если на момент прихода уже являетесь собственником, плату могут требовать после того, как в регионе утвердят тарифы на услугу по обращению с ТКО и заключат соглашение с регоператором (но не позднее 01.01.2019, ч.8 ст.23 №458-ФЗ от 29.12.2014).
  • Договор с другой фирмой - это исключение. Те, у кого есть договор на вывоз мусора с другой компанией, не платят регоператору, пока действует этот договор. Есть нюанс: эта компания должна заключить от своего имени и в ваших интересах договор с регоператором.

Как понять, какой у меня договор?

На самом деле все очень и очень запутано. Закон сформулирован так, что фактически любой потребитель автоматом попадает на конклюдентный договор с регоператором, то есть должен будет платить с даты его прихода в регион. Неважно, когда вы фактически в первый раз вынесли мусор в его контейнер, и когда его мусоровоз впервые появился на вашей улице. Звучит парадоксально, но выгоднее самому сразу же пойти в офис регоператора и сделать письменный договор, который вступит в силу с момента подписания.

Выставили долг за ТКО за прошлые месяцы. Что делать?

  • Договор на вывоз мусора уже есть.
    Пишите регоператору претензию и требуйте отмены начислений за прошедшие месяцы. Обязательно приложите к претензии копии договора с другой компанией, квитанций на обращение с ТКО и чеков на их оплату.
  • Проект договора с датой начала оказания услуг задним числом.
    В течение 30 дней с даты получения экземпляров договора напишите оператору мотивированный отказ и составьте протокол разногласий. Требуйте внесения изменений в проект договора и указания реальной даты начала вывоза мусора (пп.24, 148(15) постановления №354 от 06.05.2011, п.8.11 постановления №1156 от 12.11.2016). Оператор обязан отреагировать на этот отказ в течение 30 дней.
    Нюанс: даже при направлении мотивированного отказа договор с регоператором будет считаться заключенным на типовых условиях (п.8.15 1156 постановления). Это касается и тех случаев, когда оператор отказался урегулировать с вами разногласия по проекту договора.
  • Мусор никто не вывозит.
    Даже при отсутствии письменного договора вы имеете полное право требовать от регоператора оказания услуг по вывозу мусора (п.148(2) 354 постановления). Если ваш договор уже считается заключенным, но услуга по обращению с ТКО по факту не оказывается, пишите оператору заявление и требуйте проведения проверки качества услуг. Можно сослаться на нормативы вывоза мусора и в связи с их несоблюдением потребовать перерасчета вплоть до полной отмены платы за данный месяц (приложение 1, пункты 148(45), 148(46) 354 постановления).

Если договориться с оператором не удается, жалуйтесь в прокуратуру, Роспотребнадзор, жилищную инспекцию. Устранять все разногласия по договору и отбиваться от оплаты за прошлые месяцы, скорее всего, придется в суде.

фото jeffreyw, flickr.com, CC BY 2.0
фото jeffreyw, flickr.com, CC BY 2.0