Как доказать, что услугу ЖКХ оказывают некачественно?

30.03.2018

По результатам опроса подписчиков Телеграм-канала кота-юриста выяснилось, что наиболее актуальной темой для читателей остаётся ЖКХ. Поэтому сегодня разберёмся, как доказывать факт некачественного оказания коммунальной услуги, чтобы получить перерасчёт.

Где прописаны требования по качеству услуг ЖКХ?

В постановлении Правительства РФ №354 от 06.05.2011, конкретно в приложении 1. Там обозначены:

  • частота оказания коммунальной услуги (в тёплое время года мусор вывозят каждые сутки);
  • допустимые перерывы в оказании услуг (на сколько могут отключать воду за раз и всего в течение месяца);
  • конкретные параметры коммунальных услуг (температура воздуха в квартире, давление воды);
  • ссылки на необходимые ГОСТы, СНиПы и СанПиНы.

В этом же приложении написано, на сколько процентов должны снижать стоимость коммунальной услуги при их некачественном оказании. А снизить могут хоть до 0 рублей. Так, однажды с мамы кота-юриста несколько месяцев вообще не брали плату за ржавую горячую воду из-под крана, потому что мама всё грамотно сделала и вовремя обратилась в УК.

Как фиксировать некачественное оказание коммунальных услуг?

  • Обратиться в аварийно-диспетчерскую службу.
    Её номер телефона обычно указывается на квитанции или на сайте УК. Сотрудники УК обязаны фиксировать в специальном журнале все обращения - и письменные, и устные по телефону. Поэтому обязательно назовите свои ФИО, точный адрес и конкретную проблему (какая коммунальная услуга, что не так). Диспетчер УК в ответ должен сообщить вам свои ФИО, дату, время и номер вашей заявки. Запишите эти данные. С даты сообщения в диспетчерскую пойдёт отсчёт периода некачественного оказания услуги. Конечно, если нарушение будет позже подтверждено проверкой.
  • Договориться о времени проверки.
    Если УК не знает, почему у вас течёт холодная ржавая вода вместо горячей, они должны прийти к вам с проверкой. На это у УК есть 2 часа. Конечно, вы можете договориться и на более позднее время. УК обязательно составляет акт проверки. В нём указывают, какие нарушения выявлены, чем проверяли / замеряли, с какого времени эта коммунальная услуга оказывается некачественно. Если УК не нашла нарушения, об этом тоже пишут в акте. 1 экземпляр акта проверки должны обязательно выдать вам.

УК ничего не фиксирует или не видит нарушения, что делать?

Есть несколько вариантов.

  • Независимая экспертиза.
    Вы можете потребовать от УК проведения независимой экспертизы или организовать её сами. Если эта экспертиза будет в вашу пользу, УК придётся возмещать вам её стоимость. Если экспертиза скажет, что всё в порядке, вам придётся возмещать стоимость экспертизы УК.
  • Повторная проверка с ГЖИ.
    Не хотите экспертизу? Можно организовать повторную проверку с участием сотрудников государственной жилищной инспекции и общества по защите прав потребителей. Они также должны будут составить письменный акт проверки в нескольких экземплярах.
  • Позвать соседей и председателя ТСЖ или совета дома.
    Этот вариант подойдёт, если УК проигнорировала сроки проверки, а сообщить в диспетчерскую службу не удаётся, т.к. она не работает. В этом случае провести проверку можно вообще без УК, только понадобятся 2 соседа и председатель совета дома / председатель ТСЖ. Составьте акт проверки вместе с ними. Каждый из участников такой проверки обязан расписаться в акте.

Некачественную услугу ЖКХ зафиксировали, что дальше?

Дальше на основании актов проверки или заключения эксперта пишите в УК заявление о перерасчёте. Как обычно, 2 экземпляра, на одном отметка о получении. Если УК не реагирует, у вас остаётся возможность пожаловаться в жилищную инспекцию (они могут заставить УК сделать перерасчёт) или пойти в суд.

Всё про ЖКХ

Подписывайтесь на канал кота-юриста в Дзене, чтобы не пропускать свежие посты, и ставьте лайк! Также пишу в Телеграм.