Инсайд от Чайки | Авторитарный стиль и первый уровень рабочей зрелости

18.01.2018

И так, мы условно выделили 4-ре стиля управления:

Авторитарный

Продажа

Коучинг

Делегирование

И, опять же условно выделили четыре уровня рабочей зрелости сотрудников.

Каждому уровню рабочей зрелости будет соответствовать  свой стиль управления:

Применение различных стилей к сотрудникам с различными уровнями позволит нам более эффективно управлять людьми и добиваться выполнения поставленных задач, избежать многих ошибок и недоразумений.

Для  этого нам необходимо: знать и уметь применять различные стили управления, знать и уметь определять уровни рабочей зрелости сотрудников.

Стили управления мы коротко разобрали ранее. Сегодня разберем, что же конкретно нужно делать, используя различные стили и как определить (диагностировать) уровень рабочей зрелости сотрудника.

Каждому стилю управления соответствует свой «набор» действий руководителя:

Как ставить задачу (и какого размера)

Как контролировать выполнение (как часто и каким образом)

Как обмениваться информацией

Как мотивировать

Кто несет ответственность за конечный результат

Авторитарный

Целая задача не ставится, она разбивается на этапы. Просто даются инструкции по выполнению нескольких простых операций (частей задачи). Конкретно, что делать, как делать. Смысл выполнения действий не объясняется. Рекомендую просить сотрудника повторить, что нужно сделать, для того, что бы убедиться, правильно ли поняты инструкции.

Контроль осуществляется повременной. Неважно выполнено распоряжение или нет. Важно, через короткие промежутки времени контролировать, что сделано к этому моменту. Это позволит нам с наименьшими усилиями исправлять ошибки, если таковые будут.

Обмен информацией: отдавать распоряжения, инструктировать. Мнение сотрудника не учитывается. Принцип – пункт первый: начальник всегда прав, пункт второй: если начальник неправ, смотри пункт первый.

Мотивация сотрудника: оплата труда (оклад), безопасность, стабильность, надежность. Моральная поддержка не нужна. Нужны указания и твердая рука.

За результат отвечает начальник. Подчиненный отвечает только за правильность выполнения операций (за четкое выполнение инструкций).

Применяем авторитарный стиль только к сотрудникам, которые находятся на первом уровне рабочей зрелости. Исключение – когда нужно делать быстро, срочно, вопрос  жизни и смерти (действия при пожаре, например).

Теперь определим уровень рабочей зрелости. Помним о двух составляющих: компетенции и мотивации (психологическое состояние). Если сотрудник находится по компетенции на 3-тьем уровне, а по мотивации – на 1-м, то это первый уровень рабочей зрелости. Уровень определяется по наименьшему уровню либо компетенции, либо мотивации.

Признаки первого уровня:

Компетенции – нет опыта выполнения работ, никогда не делал такую работу.

Мотивация – низкая, не желает брать на себя ответственность, саботирует выполнение задачи целиком, выказывает нежелание. Иногда агрессивен. В ответ от такого сотрудника слышим: «это нереально», «это невыполнимые планы», «это никогда не получится», «это не сработает» и так далее. Неохотно идет на контакт.

Пример

Контрагент позвонил по телефону, менеджера Александра не оказалось на месте. Офис-менеджер записала номер телефона и юридическое название контрагента и передала информацию менеджеру позже, когда он появился на рабочем месте.

Прошло полтора часа. Офис-менеджер обратилась ко мне и рассказала, что Александр не связался с контрагентом.

Подхожу к Александру, спрашиваю: - Александр, офис-менеджер передавала тебе информацию о контрагенте?

- Да, передавала.

- Ты связался с ним?

- Нет, я сейчас позвоню.

Через 10 минут спрашиваю: - Александр, ты позвонил контрагенту?

- Да, я позвонил  по телефонному номеру, и там мне ответили, что я ошибся, и это номер частного лица.

- Перезванивал еще раз?

- Нет.

Видим, что целая задача велика, и выполнить ее менеджер не может, либо не хочет. Ведь в данном случае важно связаться с контрагентом и выяснить в чем дело. Контрагент работает с нашей компанией, он есть в базе данных!

Понимаю, что Александр находится сейчас, по отношению именно к этой задаче на 1-ом уровне рабочей зрелости. Значит, нужно давать инструктаж.

- Александр, вот что нужно сейчас сделать:

1. Позвони по номеру, который у тебя есть. Когда дозвонишься, переспроси у абонента, какой у него номер. Если номер совпадает с тем, что ты набрал, извинись и положи трубку.

2. Если номер не совпадет, набери еще раз.

3. Если по этому номеру ты дозвонишься контрагенту – узнай какой у них вопрос.

4. Если это не телефонный номер контрагента - открой список своих контрагентов и найди нужного, набери номер телефона тот, что указан в базе данных, как дозвонишься – узнай какой у них вопрос.

5. Через 15 минут доложи мне.

 Через 15-ть минут, менеджер бодро докладывал о выполнении моего поручения. Как я и предполагал, офис-менеджер ошиблась с номером телефона, когда записывала его.  После того, как Александр все же дозвонился, взяв контакты из базы контрагентов, контрагент задал вопрос который его интересовал и сделал заявку на поставку следующей партии товара.

Внимание: Александр находился в позиции Автора или Жертвы? По каким признакам это можно определить?