Что такое ментальная арифметика и как она «работает»?

07.01.2018

Ментальная арифметика – новое для россиян и довольно привычное для граждан других стран направление дополнительного образования школьников. Первопроходцами в этом смысле являются китайцы. Именно этим и объясняется тот факт, что за последние пару десятилетий школьники из КНР демонстрируют высокие показатели на предметных олимпиадах межгосударственного значения.

Желающие ознакомить своих чад с азами ментальной арифметики должны уяснить, в чем заключается смысл занятий. Есть древний вычислительный «инструмент», очень похожий на счеты, именуемый абакусом. С помощью этого несложного прибора дети учатся рассматривать числа и цифры в виде визуальной информации, после чего в уме проделывают все действия, требуемые для решения сложных задач.

Ученые крупнейших университетов мира Дэвид Барнер и Майкл Фрэнк опытным путем пришли к заключению, что в ментальных расчетах не используется языковая система, они опираются на визуальные образы. К сожалению, в наши дни еще не создана единая методика обучения ментальной арифметике, да и доходчивого русскоязычного описания особенностей вычисления на абакусе найти тоже непросто. Преподаватели некоторых частных школ своими силами разрабатывают поурочные методики, и первоклашек с первых занятий начинают обучать ментальному счету, наблюдая через небольшой срок поистине ошеломительные результаты.

Что дают детям уроки ментальной арифметики?

Всем известно, что левое полушарие отвечает за логику, речь, способность к анализу, а правое – за творческие способности, спонтанность и целостность. На основе этого людей делят на «гуманитариев» с более развитым правым полушарием и «математиков», у которых, соответственно, лучше работает левое полушарие.

В ходе занятий ментальной арифметикой у малыша будут «включаться» скрытые резервы обоих полушарий, что является первым шагом к гениальности. Здесь уместно упомянуть известных исторических личностей, отличающихся многосторонним развитием. То есть, каждый из них обладал большим количеством умений и навыков. Это Эйнштейн, Да Винчи, Ломоносов, Микеланджело и пр.

Особенности проведения уроков по ментальной арифметике

Прежде всего, малышей учат решать задачи с помощью физического абакуса. Спустя некоторое время дети представляют этот прибор мысленно и выполняют задания, передвигая косточки в уме. Так у них вырабатывается способность как бы играючи быстро решать довольно непростые арифметические действия.

С какого возраста можно посвящать ребенка в азы ментальной арифметики? С 4-х лет. Длительность уроков обычно составляет 2 академических часа; частота – 1 раз в 7 дней; общая длительность курсов – около 3-х лет. Программа включает 10 уровней. Продолжительность каждого из них составляет 3 – 4 месяца. Преподают профессиональные педагоги-психологи, прошедшие подготовку по направлению «Ментальная арифметика».