"Отдел" и "Петровы в гриппе и вокруг него" Алексея Сальникова. Бытовая магия, граничащая с сумасшедствием.

25.06.2018

Алексей Сальников – русский писатель и поэт, получивший широкую известность после выхода романа «Петровы в гриппе и вокруг него». Лауреат премий «НОС» и «Национальный бестселлер». Недавно вышел его новый/старый роман "Отдел" и это отличный повод для разбора обоих произведений и творчества автора в целом.

"Отдел"

В произведениях Алексея Сальникова присутствует свой, интереснейший стиль: Иррациональное зерно, обрамленное в бытовые реалии. "Отдел" не стал исключением. Это первый роман автора, но опубликованный после произведения "Петровы в гриппе и вокруг него", нашумевшего в прошлом году.

"Отдел"- это скелет, а "Петровы..." - это мясо, которым он обрастает. Первый роман несколько проще, но вовсе от этого не проигрывает. Повествование сосредоточено на работниках таинственного отдела, выполняющих тяжелую и опасную работу, но находящихся при этом в неведении, при вопросе: "зачем все это?". Взращивая интригу, Сальников позже дает объяснение, в собственном стиле, но подобный ход не работал бы без еще двух составляющих: персонажи и диалоги. Роман держится именно на этом, правда главный герой несколько теряется, на фоне остальных, он скорее более стандартизирован.


Помимо бытового антуража и интриги, Сальников подкупает и своим умением вклинить органичные и актуальные размышления "на злобу дня", активно пожурив политику, современный мир, технологии и т.д. Автор делает это очень интересно, вкладывая персонажам в уста мысли, которые крутятся в голове почти каждого человека. Это подкупает.


По итогу - это интереснейшая книга, с собственным, несколько сумасшедшим видением автора, приправленным атмосферой фильмов Алексея Балабанова - депрессивной, жестокой и бескомпромиссной, но с небольшими вкраплениями чего-то светлого.

"Петровы в гриппе и вокруг него"

То самое мясо, которым обрастает скелет литературного стиля Сальникова. Нащупав свою стезю, автор копает еще глубже в этом направлении, увеличивая градус безумия и интерес к событиям в целом. Если в "Отделе" грань была еле заметной и все происходящее подводило к правде плавно и осторожно, то "Петровы в гриппе и вокруг него" бросают читателя в странный мир, вобравший в себя бытовую магию и странные эпизоды фантасмагории, которые ощущаются словно пощечина, нарушающая привычное существование читателя.

Вообще действие порой базируется на вещах, не сочетаемых вовсе. Из-за этого и возникает "встряска". Структура романа нелинейна и для такой истории - это отличное решение. "Петровы в гриппе и вокруг него" представляют собой конструктор, чьи мелкие детали разбросаны по всему роману, следить за всем этим нужно внимательно, стараясь ничего не упустить. Один мелкий эпизод является ключом к другому событию и в кульминации, когда картина формируется полностью, хочется невольно сказать: "Ага, вот оно как" и на лице появляется улыбка.

Сальников вновь делает ставку на персонажей и не промахивается. Они опять забирают все внимание читающего себе и вознаграждают его интерес сполна. То, что в "Отделе" казалось странным, в "Петровых.." возводится в абсолют, перестраивая жанр романа то под триллер, то под что-либо еще.

Сюжета, как такового, в "Петровых...." нет, кажется, что это обычная солянка бытовых зарисовок, связанных между собой, но на просторах интернета я наткнулся на одну любопытнейшую теорию, с которой советую ознакомиться после прочтения: "Петровы в гриппе".Психоанализ. В статье автор разбирает гипотезу о сюжете и скрытых смыслах в нем, трактуя некоторые моменты.

В завершении, хочется поговорить о языке , которым Сальников рассказывает эти истории. Он прост, но те мысли, которые Алексей транслирует при его помощи - интересны и вызывают отклик. Есть в этом что-то от Довлатова, да и реалии, в которых существуют персонажи, не требуют сложных речевых конструкций, ведь все гениальное - просто.

Пока существуют подобные произведения - русская проза живет и прекрасно себя чувствует.